Ученые рассказали, почему в природе редко встречается синий цвет
Синий пигмент редок в природе, он есть лишь у 10% цветков, а у животных появляется только благодаря особой наноструктуре крыльев, перьев и других частей.
Об этом рассказывает Live Science.
Мы видим цвета благодаря 6–7 млн чувствительных клеток в сетчатке глаза, они называются колбочками. Есть три типа колбочек, в норме они различают красный, зеленый и синий цвета. Информация от возбужденных колбочек разного типа идет в мозг и там интерпретируется как различные оттенки.
«Объект поглощает часть белого света, а другую часть отражает, и у этого отражения есть цвет, — говорит Кай Купфершмидт, ученый и автор книги Blue: In Search of Nature's Rarest Color. — Если вы видите синий цветок, например василек, значит, он поглощает красную часть спектра».
У красного цвета большая длина волны, то есть у него очень низкая энергия по сравнению с другими оттенками. Чтобы цветку стать синим, нужны молекулы, которые способны поглощать очень маленькое количество энергии. Такие молекулы должны быть большими и сложными, поэтому меньше 10% от примерно 300 000 цветущих видов растений бывают синими. Но опылители вроде пчел хорошо видят синий цвет, поэтому создавать его может быть выгодно в экосистеме с высокой конкуренцией.
У животных синий цвет появляется не из-за пигментов, а из-за структуры покровов. У бабочек рода Morpho наноструктура крыльев такова, что цвета «гасят» друг друга и только синий отражается. Похожий эффект наблюдают в перьях голубых соек, чешуе флагового хирурга и в ярких ядовитых кольцах синекольчатых осьминогов.
Оттенки синего у млекопитающих встречаются еще реже, чем у птиц, рыб, рептилий и насекомых. У некоторых китов и дельфинов голубоватая кожа, у обезьяны под названием рокселланов ринопитек голубое лицо, а у мандрилов — и лицо, и зад. Но мех никогда не бывает синим, по крайней мере в видимом свете. Недавно ученые выяснили, что мех утконоса в ультрафиолете синий и зеленый.
«Чтобы сделать синюю окраску, надо потрудиться. Возникает вопрос: какова эволюционная причина для синих оттенков? Для кого это послание?» — говорит Купфершмидт.
У человека три типа колбочек в глазах, а у птиц четыре, они могут видеть ультрафиолет. Перья, которые кажутся нам синими, намного ярче отражают ультрафиолет. Поэтому синяя синица, скорее, ультрафиолетовая, потому что именно так ее видят сородичи.
Купфершмидт предположил, что слово «синий» появилось в языках поздно, потому что цвет редкий.
«Есть теория, что нам нужны названия только тем цветам, в которые мы можем красить. Только тогда получится разобщить предмет и его цвет, в другом случае название цвету не нужно. Синий пигмент в большинстве культур научились выделять довольно поздно, вы можете заметить это в лексике», — говорит ученый.
Самое раннее использование синей краски зафиксировано в Перу 6000 лет назад. А древние египтяне смешивали кварц, оксид кальция и оксид меди, чтобы красить статуи. В Средневековье ультрамарин был на вес золота, им раскрашивали миниатюры в манускриптах.