Ученые ЮФУ: в перевернутом положении у людей повышается креативность
Сотрудники Академии психологии и педагогики ЮФУ исследовали показатели адаптации человека в аттракционе «Перевернутый дом» в одном из парков Ростова-на-Дону.
«В последние годы появляется все больше данных о возможности "перезагрузки" личностных ресурсов при нахождении человека в нетипичных, непривычных для него, порой даже экстремальных, условиях. Выход из зоны комфорта провоцирует человека к изменениям, которые, в свою очередь, повышают его адаптивные возможности, способствуют развитию интеллектуального и творческого потенциала. Однако исследования, посвященные проверке этого положения, носят единичный характер из-за трудностей моделирования таких условий», — рассказала главный научный сотрудник АПиП ЮФУ, доцент Людмила Дикая.
Адаптацию человека к изменению условий исследовали на примере интерактивного пространства «Перевернутый дом», спроектированном под специальным уклоном в двух плоскостях 10° и 13°, сообщили в университете.
Эксперты выявили, что в измененных условиях у всех участников эксперимента повышается гибкость и оригинальность мышления. При этом, у взрослых количество новых идей повышается, а у детей — понижается. Около половины респондентов в ходе эксперимента чувствовали себя хорошо и испытывали интерес к новым ощущениям: больше всего измененное пространство увлекало подростков.
«Участники разных возрастных групп по-разному адаптировались к незнакомым условиям. Более 80% посетителей привыкали к интерактивному пространству в течение первых пяти минут, из их 47% — в течение первой минуты. Наиболее легко адаптация далась участникам в возрасте 14–16 лет (80%), а тяжело — в возрасте 20–23 лет (50%)», — отметила Людмила Дикая.
Также ученые обнаружили сильное изменение электрической активности коры мозга у людей в возрасте 20–23 лет до и после посещения перевернутого пространства, которая не прослеживалась у более юных испытуемых.
При создании оригинальных решений у всех участников исследования наблюдалась сильная активация теменно-затылочных областей коры мозга и активация процессов предвнимания. По мнению ученых, это связано с перестройкой мозговых функциональных систем — они «перенастраиваются» под выполнение творческих заданий.
Именно в такой ситуации человеку необходима активация творческих ресурсов, поскольку у него нет опыта поведения в таких условиях. Следовательно, именно в непривычной для человека среде ему легче отказаться от привычных шаблонов и стереотипов, которые могут стать барьерами для нахождения эффективного решения. Полученные данные можно будет применять в сфере образования, психокоррекции и психотерапии.
Цветотерапия? Российские ученые выяснили, какой цвет улучшает память человека