В России пройдет эксперимент по тестированию беспилотных судов

По рекам и морям поплывут корабли без капитанов.

Министерства и ведомства поддержали проект постановления правительства о проведении эксперимента по эксплуатации беспилотных судов под российским флагом в ряде регионов страны, сообщает РБК.

Также согласованы изменения в законах, касающиеся эксплуатации беспилотных судов. В ближайшее время законопроект должны внести в правительство. Предполагается, что внедрение технологии сократит издержки судовладельцев и улучшит условия работы моряков.

Предполагается, что эксперимент пройдет с 1 октября 2020 года до 31 декабря 2025 года в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Астраханской, Калининградской, Магаданской, Мурманской, Ростовской, Сахалинской областях, а также в Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях. Если все пройдет успешно, уже с января 2021 года любая судоходная компания получит право оснастить свое торговое или техническое судно под флагом России системами автономного судовождения и легально использовать их в регулярной коммерческой деятельности. «Мы не изобретаем новые сущности, а берем весь набор функций, которые сейчас предписано исполнять экипажу на борту в части судовождения международной и национальной регуляторикой, и последовательно, одну за другой, исполняем каждую функцию в автоматическом и дистанционном режиме», — пояснил гендиректор отраслевого центра MariNet Национальной технологической инициативы Александр Пинский. Идею поддержали Минфин, Минтранс, Минприроды, Минэкономразвития, а также Росморречфлот.

Массовое внедрение автономных судов в мире должно произойти в ближайшие пять-десять лет. По оценке Пинского, за счет внедрения технологии автономного вождения судоходные компании смогут сократить до 15-30% операционных затрат. Это также позволит покрыть дефицит квалифицированных моряков, а условия работы станут комфортнее. «Для судоходной компании это означает сокращение в разы затрат на экипаж: даже если просто пересадить людей с теми же функциями с борта судна на берег, мы получим сокращение затрат на порядок за счет экономии на обеспечении жизнедеятельности, страховании, оплаты морских условий и т.д.», — подчеркивает Пинский.

Также внедрение технологии автономного судовождения позволит экономить место на судах при их строительстве и оптимизировать маршруты движения судов.

К введению судов-беспилотников подталкивает и пондемия коронавируса: из-за нее судоходная отрасль столкнулась со значительными сложностями, утратив возможности к своевременной смене экипажа на ряде судов. 

Подробнее о беспилотных автомобилях будущего — в видео канала «Наука».

Фото: Shutterstock.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации