Впервые зафиксирован корональный выброс массы не у Солнца

Радиотелескоп на Земле зафиксировал облако плазмы, извергнутое звездой в 130 световых годах от нас, что стало первым достоверным подтверждением коронального выброса массы (КВМ) не Солнца, а другой звезды.
КВМ происходят, когда бури на поверхности звезды выбрасывают в пространство пузыри намагниченной плазмы. В нашей Солнечной системе подобные извержения порождают полярные сияния на Земле и могут быть достаточно мощными, чтобы сорвать атмосферу с Венеры, которая находится ближе к светилу и не защищена магнитным полем.
Десятилетиями ученые наблюдали намеки на КВМ у далеких звезд, но не могли доказать, что материя действительно преодолела гравитационное и магнитное притяжение звезды, а не просто поднялась с поверхности, чтобы потом упасть обратно.
Одним из безошибочных признаков извержения может быть так называемый радиовсплеск II типа — короткий импульс, вызванный ударной волной, создаваемой КВМ при выходе из короны. В поисках такового ученые проанализировали 86 000 близких звезд при помощи радиотелескопа LOFAR, который представляет собой сеть из 20 000 антенн в Нидерландах и соседних странах.
Изыскания увенчались успехом: был зафиксирован один такой радиовсплеск — от M-карлика StKM 1-1262 в 130 световых годах от нас.
«Это неопровержимое доказательство коронального выброса массы», — заявил Джозеф Каллингем из Нидерландского института радиоастрономии.
Более того, по его словам, это первое убедительное подтверждение КВМ вне Солнечной системы: «Можно возразить, что у нас были намеки на это в течение 30 лет, и это правда, но мы никогда прямо не доказывали это. Мы заявляем, что масса была выброшена, была потеряна звездой, и это всегда было предметом дискуссий в научной литературе».
Исследователи изучили StKM 1-1262 с помощью космического рентгеновского телескопа XMM-Newton, чтобы определить температуру, скорость вращения и яркость звезды-источника, результатами чего поделились на страницах Nature.
По расчетам, КВМ двигался со скоростью 2400 км/с. Это значение, близкое к верхнему пределу, свидетельствует о большой мощности извержения — достаточной, чтобы подвергнуть опасности любые формы жизни поблизости.
Сведения о частоте и мощности КВМ от далеких звезд следует учитывать в моделях, оценивающих потенциальную обитаемость экзопланет, убежден профессор Энтони Йейтс из Даремского университета.
«Если бы там была экзопланета, это было бы вполне катастрофично для любой жизни на ней», — пояснил он.




