Электронное телевидение

О том, как русские ученые создавали телевидение и почему это не получилось сделать быстро

Телевидение — одно из главных научных чудес XX века. В числе его «отцов» значатся многие российские ученые. На пути к созданию новых технологий они встречали огромные трудности: от технических до политических, от материальных до личных. Им мешали войны, репрессии, бедность, бюрократические препоны, болезни и происки конкурентов. Мы решили рассказать о создании электронного телевидения, которое было бы изобретено значительно раньше, если бы не крутые повороты истории.

Кто придумал слово «телевидение»?

Физик Порфирий Бахметьев

120 лет назад, в 1899 году, русский ученый Константин Перский сделал доклад об электровидении, или телевизировании. Это было в Санкт-Петербурге на I Всероссийском электротехническом конгрессе. В том же году он получил патент на первый в мире способ передачи изображения на расстоянии. В следующем году Перский впервые употребил термин «телевидение» — во время выступления в Париже на Международном электротехническом конгрессе, где он прочел доклад «Телевидение как электрическое кино». Так, с его легкой руки термин вошел в мировой обиход, а в СССР закрепился лишь в 1930-е годы. Воплотить свою идею в жизнь Перский не успел — он вскоре заболел и в 1906 году умер.

Стоит отметить, что идея телевидения к тому времени витала в воздухе — в буквальном смысле: ученые уже научились передавать неподвижные картинки на расстоянии, оставалось придумать, как передать движущееся изображение. К началу ХХ века в 11 странах было выдвинуто не менее 25 проектов под разными названиями: телефотограф, электрический телескоп, телефот, дальновидение и др. Пять из них были российскими.

Например, физик Порфирий Бахметьев в 1880 году сформулировал основной принцип телевидения: «Изображение должно быть разложено на отдельные элементы, элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое». Он даже придумал прибор телефотограф, однако сконструировать его не смог: не хватило средств и деталей.

Кто придумал электронно-лучевую трубку?

Первые опыты по созданию телевидения проделал русский физик и педагог Борис Розинг в самом начале XX века. В ходе работы он пробовал совместить в одной системе механические и электронные устройства, но быстро убедился в том, что электронные системы более практичные и перспективные, поэтому впоследствии занимался только ими. Именно Розинг изобрел первый электронный метод записи и воспроизведения изображения, использовав систему электронной развертки (построчной передачи) в передающем приборе и главный элемент телевизора — электронно-лучевую трубку. В 1907 году он подал заявку на привилегию, то есть запатентовал свое изобретение как «способ электрической передачи изображений на расстояние».

Ему удалось получить патенты в Англии, Германии, США и России. Разработки Розинга отличались от других тем, что он не просто описал теорию, а смог создать работающее устройство. В 1911 году ученый продемонстрировал свое изобретение перед научной аудиторией.

Всего он создал более 120 схем и систем телевизионных устройств. Именно Розинг был учителем Владимира Зворыкина, который считается «отцом телевидения» в США. Он же сыграл роль «крестного отца» для изобретения Грабовского — «радиоустройства для видения на расстоянии». Об этих ученых речь впереди, а нам остается добавить, что Розинг был арестован в 1931 году по «делу академиков» и вскоре умер от кровоизлияния в мозг, не дождавшись реабилитации. Он был полностью оправдан лишь в 1957 году, спустя 24 года после смерти.

Опыты Зворыкина в США

Первая мировая война, революция, Гражданская война — условия для развития телевидения в СССР были, мягко сказать, неподходящие. Ученик Розинга, молодой инженер Владимир Зворыкин чуть не погиб в 1919 году: его хотели расстрелять за то, что он искал радиодетали на территории, занятой красноармейцами в Екатеринбурге. Спасло ученого прибытие войск Колчака и последующая эмиграция в США. После поражения белогвардейцев он остался изобретать телевидение в Америке и лишь позже, в 1930-е годы, привез его в СССР.

«Как хорошо, что Зворыкин уехал и телевиденье там изобрел. Если бы он из страны не уехал, он бы, как все, на Голгофу взошел», — писал об «отце телевидения» Булат Окуджава

Для работы изобретателя важны условия. После переезда в Америку у Зворыкина не все шло гладко. Языковой барьер, отсутствие поддержки среди коллег, недоверие к иностранцу — эти факторы привели к тому, что его патентная заявка, поданная в 1923 году, пылилась в архиве, а первые опыты по передаче изображения на расстояние не встретили поддержки у начальства. Зворыкин был рядовым сотрудником компании «Вестингауз» и вел свои разработки в одиночку — до тех пор, пока не встретил другого эмигранта из России Давида Сарнова, который возглавлял компанию Radio Corporation of America. Именно его поддержка и финансовые вложения помогли Владимиру Зворыкину осуществить задуманное. В 1929 году он разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп, а к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа. Став руководителем лаборатории электроники RCA, ученый-эмигрант получил и статус, и признание в США. В 1933 году Зворыкин уже выступал на конференции Американского общества радиоинженеров и знакомил американцев со своей электронной телевизионной системой. В это же время он активно консультировал ученых из других стран: ездил по Европе и приезжал в СССР, чтобы поделиться опытом. Перед визитами на родину ему гарантировали неприкосновенность, закрыв глаза на белогвардейское прошлое.

СССР закупило американское оборудование и к концу 1930-х годов заменило механическое телевидение электронным. Существует интересная легенда о том, что накануне объявления США эмбарго на торговлю с СССР Давид Сарнов лично приезжал в порт Филадельфии в форме бригадного генерала, чтобы ускорить отправку ящиков с аппаратурой на родину. Как советник президентов США по военно-промышленным вопросам, он имел такие полномочия, и только поэтому важнейшая часть оборудования была доставлена.

Получить патент — не такое уж легкое дело. Зворыкину пришлось ждать свой патент в США с 1923 по 1938 год. Долгое время он спорил за первенство с американским изобретателем Фило Фарнсуортом, который подал заявку на электронную телевизионную систему в 1927 году. В итоге в неравном бою с компанией RCA Фарнсуорт продал своей патент конкурентам и ушел в тень вместе со своим изобретением, которое на практике оказалось менее совершенным и более изнашиваемым, чем система Зворыкина.

Опыты Грабовского в СССР

Конечно, в СССР тоже создавали электронное телевидение, но условия были, мягко говоря, другими. Мы могли бы праздновать дату рождения телевидения 26 июля 1928 года.

В этот день в Ташкенте Борису Грабовскому удалось передать по радио без проводов движущееся изображение с помощью полностью электронной системы телевидения. Этот опыт был отмечен специальной комиссией в официальном протоколе. Само изображение было низкокачественным и с помехами, но в нем можно было разглядеть человека — Ивана Белянского, помощника ученых. Первой женщиной на экране стала жена Грабовского. Специалисты отмечают, что продемонстрированная тогда система была близка к современным схемам телепередачи изображений.

Грабовский работал не один, а вместе со своим преподавателем Николаем Пискуновым и молодым инженером-радистом Виктором Поповым. Втроем они собрали первую в мире действующую модель полностью электронной телевизионной системы с электронной системой приема и передачи изображения. Они назвали изобретение «телефот», он появился в 1925 году в Саратове. Когда Борис Розинг узнал об этом, он очень обрадовался и настоял на том, чтобы инженеры получили патент: заявка была подана в 1925 году, а патент получен в 192-м — обычная бюрократия.

Однако разработка Грабовского так и не была использована. Научная элита Москвы не допускала его в свой круг, и ученый довольствовался лекциями в Ташкенте. После ареста Розинга у него не осталось покровителей и средств, работа над телефотом была прекращена. Самое странное в этой истории то, что дневники Грабовского бесследно исчезли, а спустя много лет были детально воспроизведены в фантастическом романе Митчелла Уилсона «Брат мой, враг мой», который вышел в 1952 году.

«Напрасно думают, что эта книга — художественный роман. Это голая правда об изобретении телевидения: ни в описании прибора, ни в опытах с ним нет ни одного процента фантазии. Абсолютно точны и даты. Ложь лишь в месте действия и в именах. США — СССР. Кен — Грабовский. Дэвид — Попов-Пискунов», — писал Грабовский об этой книге

Ученый даже делал запрос в Нью-Йорк, пытаясь связаться с писателем Уилсоном, но так и не получил ответа. Из-за пропажи документов его изобретение было обесценено: спустя годы специальная комиссия по поручению Минсвязи СССР провела работу в архиве и не смогла подтвердить работоспособность его «радиотелефона», так как не нашлось важных улик и свидетельств.

Кто был первее?

Вопрос о первенстве в науке очень спорный, так как ученые вели свои разработки параллельно, как будто соревнуясь друг с другом. Например, в том же 1925 году свои телевизионные системы под названием «дальновидение» изобрел Лев Термен, имя которого у всех на слуху благодаря электронному музыкальному инструменту. Первая успешная публичная демонстрация состоялась 7 июня 1926 года в актовом зале Физико-технического института на дипломной защите Термена, затем был показ дальновидения на V Всесоюзном съезде физиков в Москве. Разработкой заинтересовалось правительство, и вскоре Термену поступило предложение создавать телевизионные системы специально для пограничных воинских частей.

Дальнейшая работа в этой области была засекречена. Известно только, что Термен создал несколько вариантов приемно-передающих систем, в том числе для Наркомата обороны. Приемная аппаратура размещалась в кабинете Ворошилова в Кремле, а камера — во дворе у входа в наркомат. На экране можно было различать мужчин и женщин и узнавать людей по лицам. Изобретение Термена могло бы стать началом телевидения, но получило другое применение.

Во многих вопросах ученые шли ноздря в ноздрю, причем даже сами этого не зная. Например, одновременно со Зворыкиным в СССР передающую трубку типа иконоскопа изобрел Семен Исидорович Катаев. Причем он придумал его раньше: в 1931 году. Но одно дело теория, другое — практика. Катаев смог запатентовать устройство раньше, но у Зворыкина было больше возможностей для его изготовления. Поэтому первый советский иконоскоп заработал на год позже американского.

Эта технология обеспечила быструю смерть механического телевидения. В период с 1936 по 1940 год в большинстве стран началось вещание с помощью электронной аппаратуры. В послевоенном мире установилось четыре стандарта на черно-белое телевидение: американский — 525 строк, европейский — 625 строк, английский — 405 строк и французский, самый дорогостоящий, — на 819 строк.

В 1938 году в СССР начал работу первый Московский телевизионный центр. В производство поступили телевизоры двух типов: ВРК («Всесоюзный радиокомитет») отечественной разработки и ТК-1, выпускаемые по американской документации RCA. Первый массовый телевизор КВН, работающий в «европейском» формате на 625 строк, появился в 1949 году.

Кто был против цветного телевидения? 

Параллельно ученые вели разработки по созданию цветного телевидения. Но понадобилось около полувека, чтобы первые опыты российских ученых Александра Полумордвинова и Ованеса Адамяна вылились в цветную картинку на телевизоре. Самое забавное, что американское сообщество поначалу встретило новинку в штыки, так как купленные черно-белые телевизоры не принимали цветные изображения. Под давлением разгневанных зрителей, а также производителей черно-белых телевизоров власти официально запретили производство и продажу цветных устройств вплоть до 1953 года. Формальным поводом для ограничений стала также перспектива эскалации Корейской войны, из-за чего Министерство обороны США запретило цветные телевизоры «в целях экономии стратегического сырья».

В СССР проблемы совместимости не было, так как телезрителей с персональными черно-белыми телеприемниками в целом по стране было мало. Пробное вещание началось в ноябре 1952 года, а ровно через год советские граждане могли наслаждаться цветными передачами на регулярной основе.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации