Почему мы верим?
Человеческой вере в магию миллионы лет. Даже современные люди верят в ангелов и дьявола больше, чем в теорию эволюции. Вы тоже боитесь черной кошки? Присаживаетесь перед дальней поездкой на дорожку? Сплевываете и стучите по дереву, чтобы не сглазить? Это примеры магического мышления, доставшегося нам от предков. Люди по природе своей доверчивы, так как привыкли получать информацию от окружающих соплеменников. Наша вера во что угодно — это тоже дело эволюции.
В поиске смыслов и закономерностей
Историк и популяризатор науки, издатель журнала Skeptic Майкл Шермер исследует тему людской доверчивости в книге «Тайны мозга. Почему мы во все верим». Для объяснения он использует термин «паттерничность» — поиск закономерностей во всех явлениях и вещах. Человеческому мозгу свойственно искать причину и следствие, взаимосвязь явлений, соединять условные пункты A и Б. Это снимает общую тревожность и стресс от незнания законов окружающего мира, которые были спутниками наших предков. Автор приводит красочный пример из прошлого.
«Представьте себе, что вы гоминид, бредущий по африканской саванне 3 млн лет назад. Вы слышите шорох в траве. Ветер или опасный хищник? От вашего ответа зависит жизнь или смерть.
Если вы предположили, что в траве шуршит опасный хищник, но оказалось, что это просто ветер, вы допустили так называемую ошибку первого рода, также именуемую ложноположительным срабатыванием или верой в реальность того, что на самом деле не является таковым. То есть вы обнаружили несуществующий паттерн, связали (А) шорох в траве с (Б) опасным хищником, тогда как в этом случае А не связано с Б. Ничего страшного. Вы уходите от источника шороха, действуя осторожнее и бдительнее, и находите другой путь к месту вашего назначения.
Если же вы предположили, что шорох в траве — просто ветер, а оказалось, что это опасный хищник, вы допустили ошибку второго рода, или ложноотрицательное срабатывание, то есть веру в нереальность того, что на самом деле реально. При этом вы упустили из виду реальный паттерн. Вы не сумели увязать (А) шорох в траве с (Б) опасным хищником, а в этом случае А и Б связаны друг с другом. И вы стали обедом. Поздравляем, вам достается премия Дарвина. Ваших генов в генофонде гоминидов больше нет.
Наш мозг — создатель убеждений, эволюционировавшая машина для распознавания паттернов, соединяющая между собой точки и обнаруживающая смысл в закономерностях, которые, как нам кажется, мы видим в природе. Иногда А действительно связано с Б, иногда нет»
Суеверия — случайная форма обучения
Поиск паттернов можно наблюдать и сегодня — например, если понаблюдать за людьми, играющими в азартные игры, или за студентами, сдающими экзамен. Каждый человек изобретает свои суеверия и находит связь там, где ее нет.
Ученые проводили целый ряд экспериментов, посвященный паттерничности — поиску смысла и закономерности. Например, японец Коити Оно из Комадзавского университета помещал добровольцев в комнату с тремя рычагами и сообщал: «Экспериментатор не требует от вас никаких конкретных действий. Но если вы предпримете что-либо, то получите очки на счетчике. А теперь постарайтесь набрать как можно больше очков». Участники не знали, что счетчик начисляет баллы независимо от нажатия рычагов, а просто с заданными интервалами в диапазоне от 3 до 95 секунд. Каждый раз при этом загоралась лампочка и следовал звуковой сигнал, как в игральном автомате.
Люди упорно искали паттерны и придумали разнообразные суеверия. Например, участник №1 предположил, что очко дает определенная последовательность: он дергал левый, средний и правый рычаги, а затем правый, средний и левый рычаги, повторяя это сочетание, так как однажды оно случайным образом совпало с начислением балла. Доброволец №5 изобрел свой ритуал: три коротких рывка за все рычаги, затем средний рычаг. И чем дольше он держался за средний рычаг, тем, разумеется, больше была вероятность получить балл. Особенно удивила ученых девушка под номером №15. Одно из очков она получила, когда коснулась счетчика. После этого она стала касаться всех предметов и даже додумалась в прыжке трогать потолок. В этот момент сработал счетчик и после этого девушка прыгала снова и снова — до полного изнеможения. Сеанс был завершен досрочно.
«Суеверия и магические процессы вызваны естественными процессами в обучающемся мозге», — говорит Майкл Шермер
Еще один термин для объяснения нашей доверчивости — это агентичность. Мы не только находим паттерны, но и наделяем их смыслом, намерением и агентской деятельностью. Видим умысел там, где его нет. И это тоже результат эволюции.
Древний человек, слыша шорох в траве, должен был решить немедленно, что это за звук: крадется хищник или просто подул ветер. Это был вопрос жизни и смерти, и предположение, что это «агент», действующий намеренно, то есть опасный хищник, должен был возникать в первую очередь. Тех, кто думал про ветер, давно забрал естественный отбор. Этот защитный механизм эволюции до сих пор сохранился и выражается в вере и доверчивости. Большинство людей на планете верят, что есть внешние силы, управляющие миром, устанавливающие законы жизни, решающие судьбы и обустраивающие загробную жизнь. За миллионы лет человечество завело для себя армию «агентов» в виде богов, демонов, ангелов, Творца, инопланетян и других «разумных существ». Кто-то верит в правительственные заговоры, кто-то — в силу экстрасенсов. Сказывается древняя потребность человека в разумном объяснении непонятных явлений и событий, иначе людям слишком тревожно, страшно и больно существовать.
«В сочетании с нашей склонностью находить паттерны как в значимых, так и в бессмысленных шумах, паттерничность и агентичность образуют когнитивную основу шаманизма, язычества, анимизма, политеизма, монотеизма и всевозможных направлений спиритуализма древней и новой эры», — пишет скептик Майкл Шермер
Человек наивен по определению, так как он существо социальное и большую часть информации получает от других людей. Именно поэтому нас так просто обмануть. «Люди не ожидают, что их будут обманывать. И зачастую слышат лишь то, что хотят услышать», — говорит психолог из Массачусетского университета в Амхерсте Роберт Фельдман. Людскую доверчивость он называет «преимуществом лжеца». Но вместе с тем ученые считают, что это полезное качество. «Польза, которую мы получаем от того, что верим другим, в разы превосходит вред, который мы ощущаем, когда нас вдруг обводят вокруг пальца», — считает Тим Левайн, психолог из Алабамского университета в Бирмингеме.
К сожалению, эволюция не встроила в человека природный детектор лжи. Но за миллионы лет мы все же научились отличать правду от обмана. Единственным инструментом для этого является наука. Только на эмпирических данных и убедительных научных исследованиях должны строиться выводы. При этом надо помнить, что экспертное мнение — это самый низкий уровень доказательности. Ведь человек от природы склонен к обману. Об этом читайте в нашем материале «Почему мы врем?».