«Представляете, какие гиганты!» Антрополог — о том, как эволюционируют современные мужчины
Почему современные мужчины живут не так долго, как женщины, но все же дольше, чем раньше? А почему сыновья вот уже несколько поколений вырастают выше отцов? Какие еще изменения происходят с человеческими телами прямо сейчас и при чем тут социальное расслоение и другие общественные факторы? Канал «Наука» побеседовал о мужчинах и их эволюции с антропологом Еленой Годиной.
Поводом для беседы стала публикация австралийских ученых, которые объявили, что мужчины умирают раньше женщин из-за природного набора хромосом. Согласно их выводам, Y-хромосома не способна в полной мере защитить организм с гетерогаметным полом (XY) от вредных мутаций в X-хромосоме. Женщинам повезло больше: у них имеются две X-хромосомы, поэтому дефектная ДНК может компенсироваться наличием нормальной ДНК.
— Елена Зиновьевна, можете прокомментировать исследование австралийцев? Действительно ли продолжительность жизни мужчин связана с особенностями Y-хромосомы, а не с образом жизни?
— Да, я читала об этом исследовании. Биологические антропологи про это довольно давно говорили. Две X-хромосомы выступают в качестве защитного механизма для женщин. Две копии генов дают стабильность. У мужчин только одна X-хромосома, другая — Y-хромосома, и это не дает стабилизации и такой защиты. Это сказывается во многих отношениях — не только в отношении продолжительности жизни, но и когда речь заходит о воздействии неблагоприятных факторов среды на процессы роста. Эти факторы чаще оказывают влияние на рост и развитие мальчиков.
Когда мы говорим о генетических факторах, мы имеем в виду биологический аспект полового диморфизма.
Но у нас есть очень много примеров популяций, где женщины не живут дольше мужчин. Например, в Бангладеш и некоторых других странах
И тогда мы говорим о гендерных особенностях и влиянии социокультурных факторов. На эти два момента антропологи всегда обращают внимание.
— Как изменилась продолжительность жизни мужчины в ходе эволюции? И за счет чего современные российские мужчины стали жить дольше?
Это касается как мужчин, так и женщин. К примеру, дама бальзаковского возраста — это 30–40-летняя женщина... А если смотреть вглубь, в Средние века и еще дальше, там вообще средняя продолжительность жизни была короткой: около 20–30 лет. Потому что были страшные эпидемии и болезни. Так что наша жизнь, конечно, удлинилась — в связи с улучшением условий жизни, победой над многими заболеваниями.
Вот сейчас мы столкнулись с неизвестной болезнью, и видите, какая эпидемия!.. Она сейчас прогрессирует во многих странах и затрагивает жизнь огромного количества людей. Но, несомненно, человечество с этим справится.
А так мы, в общем-то, многие болезни победили. Продолжительность жизни увеличилась во многом за счет особенностей образа жизни. Исследователи феномена долгожителей-японцев связывают это прежде всего с особенностями питания. У нас тоже проводилось такое исследование в Абхазии. Это был совместный советско-американский проект по изучению феномена долгожительства. Мы тогда ездили в Абхазию и изучали особенности физического развития и образа жизни этих людей, и оказалось, что там есть такая специфика, как высокая физическая активность до самых поздних лет. Также повлияло питание — средиземноморская диета, о которой сейчас все знают, а тогда это было некое открытие. Еще один важный момент: социальная значимость. Там такое уважение к старшим, они действительно значимы в обществе. Ведь, как я уже сказала, кроме биологии, важны еще социокультурные факторы.
— Продолжается ли сейчас эволюция? Как меняются современные мужчины?
— Конечно, какие-то изменения происходят. Это интересная и большая тема, на которую написано огромное количество работ. Безусловно, если мы возьмем последние 100–200 лет, то увидим хорошо задокументированные изменения — в первую очередь они касаются мужчин. Это связано с тем, что производились регулярные измерения в связи с набором в армию: измеряли длину тела, вес и другие параметры. И мы, конечно, знаем, что произошло значительное увеличение размеров тела. В разных странах темпы были разные.
Например, в Голландии на 15 см увеличилась длина тела мужчин — представляете, какие это гиганты! А где-то — всего на 3–5 см
Но направление изменений одно и то же: рост увеличивался. В последние годы таких приростов мы не наблюдаем, процесс стабилизировался.
Но какие-то другие трансформации происходят. В 1990–2000-е годы мы, антропологи, наблюдали определенные изменения в телосложении: более узкие, долихоморфные тела. И мальчики, и девочки этим отличались. Но девочки все-таки больше. Согласно многим опросам, мальчики стремятся быть более маскулинными. Есть такие работы по оценке своего телесного образа — body image. И если девочки всегда стремятся быть стройнее — и, даже если они уже худые, хотят еще более в этом преуспеть, — то мальчики не хотят быть худыми, а хотят быть более мускулистыми, они нацелены на развитие мышечной массы. Это тенденция очевидна у молодежи, которая, в общем-то, отражает реальную специфику морфологии тела современного населения.
— С чем связано то, что мужчины «подросли» за сотню лет?
— Тут много факторов. Но считается, что есть вклад генетических факторов. С развитием цивилизации расширялся круг брачных связей. Действовала брачная ассортативность, когда более высокие женщины выбирали мужчин повыше. Но также сказалось и улучшение социально-экономических условий: развитие здравоохранения, снижение заболеваемости, лучшие условия жизни, питание. Есть расхожая фраза: рост как процесс — это зеркало развития общества.
Есть еще одна интересная мысль, о которой никто не пишет. Когда общество сильно разделено на бедных и богатых, результирующая составляющая всегда ниже, чем в других популяциях, где все слои общества живут в более или менее равномерных условиях, как это происходит, например, в скандинавских странах. И в Голландии не случайно произошел такой скачок роста у мужчин и у женщин тоже.
Социальные различия сказываются порой потрясающим образом. Эти темы всегда очень интересно рассказывать и иллюстрировать. Я, когда студентам читаю лекции на эти темы, то даже у меня всегда дух захватывает.
Вот, например, две кривые изменений длины тела в Северной и Южной Корее: общая исходная точка — 60 лет назад, а в конце линии расходятся на 7 см*. То есть изменения происходят колоссальные и зависят от экономических параметров и социальных условий.
*Разница в росте в пользу Южной Кореи. Прим. ред.
Сейчас собирается все больше литературы о влиянии психоэмоционального стресса на людей. Раньше тоже поднималась эта тема — о влиянии окружения. Например, если ты находишься в окружении толстых, то и сам скорее станешь толстым. А сейчас появляются данные в отношении очень многих физических параметров. Наши немецкие коллеги это исследуют и называют «эффектом сообщества». В каком ты окружении и как ты себя чувствуешь в таком окружении? Эти факторы вносят свой вклад в дифференциацию роста.
— Значит ли это, что мужчины в будущем станут еще выше?
— Вы знаете, сейчас наблюдается некая стабилизация продольного роста. Последние обследования показали, что происходит очень мало изменений. Это так же, как с продолжительностью жизни. Мы можем сколько угодно улучшать условия жизни, но существует некий предел этих возможностей. И в отношении продолжительности жизни, и в отношении роста. Конечно, если не начнется тотальная замена органов и печатание на 3D-принтере сердца, почек и прочего…
— Сравнивают ли антропологи российских мужчин с мужчинами Запада или мужчинами из третьего мира? Есть ли такие исследования и есть ли интересные наблюдения?
— Мы, конечно, всегда сравниваем те тенденции развития, которые мы наблюдаем в России, с европейскими странами, с теми данными, которые есть в литературе. В целом тенденции одинаковые у всех. В странах третьего мира есть свои особенности, как я уже сказала: продолжительность жизни у женщин в некоторых из них меньше, чем у мужчин. Мы же, несомненно, развиваемся в тенденциях европейских стран. Но обычно речь идет о Москве, а Москва — это не вся Россия. Чтобы понять современные тенденции изменений физических параметров населения, необходимо проведение широкомасштабных исследований во многих регионах России.
Текст: Евгения Шмелева
Елена Година — доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой анатомии и биологической антропологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, заведующая лабораторией ауксологии человека НИИ и Музея антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова