Как строили пирамиды в Египте?

Тайны строительства пирамид в Египте постепенно открываются. Что удалось выяснить ученым в XXI веке?

Пирамиды Гизы — хитроумный ребус для ученых всего мира. Разгадать его пытаются уже не один десяток лет архитекторы, археологи и историки. За последние пять-семь лет было сделано столько открытий, сколько не случалось за тысячелетия. Теперь мы наконец-то знаем, каким способом возводились эти чудеса света!

Головоломка для ученых

Пирамидам Древнего Египта около 4500 лет, а они все стоят, не теряя формы, изумляя не только туристов, но и представителей науки. Эти величественные сооружения построены еще до того, как люди изобрели колесо и такое простое механическое устройство, как блок, с помощью которого было бы куда проще поднимать наверх тяжелые камни. У строителей египетских пирамид не было железных инструментов, и им было нелегко обтачивать глыбы и придавать им форму.

Тем не менее они смогли создать почти идеальные по форме шедевры, четко ориентированные по сторонам света. Крупнейшая египетская пирамида — пирамида Хеопса, которая также называется Великой, — вошла в историю всей человеческой цивилизации как единственное из Семи чудес света, сохранившееся до наших дней. По высоте в 146 м она сравнима с 50-этажным современным зданием. И неизвестно, способны ли сегодняшние архитекторы и строители, вооруженные мощной техникой XXI века, соорудить что-то подобное.

Строительство пирамиды Хеопса продолжалось около 20 лет и закончилось около 2540 года до н. э. Архитектором считается некий Хемион, визирь и племянник Хеопса. Размер основания составляет 230 м, высота в настоящее время — 138,75 м. Средняя масса каменных блоков — 2,5 тонны!

Эти параметры всегда вызывали массу вопросов у ученых: где и как египтяне добывали строительный материал в таком масштабе, как они перевозили по пустыне тяжеленые глыбы, как поднимали наверх эти гигантские «кирпичи»? Гипотез было множество, но доказательства появились лишь недавно.

Что известно о строительстве пирамид?

Долгое время единственным источником информации о строительстве пирамид были сведения историка Геродота, который посетил Египет около 450 года до н. э. и попытался описать технологию со слов египетских жрецов и греческих поселенцев. Египетского языка он не знал и общался через переводчиков. Вот что удалось выяснить.

«Хеопс... заставил всех египтян работать на него. Одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы, — работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды… Сооружение же самой пирамиды продолжалось двадцать лет… Она сложена из тесаных и прилаженных камней, каждый камень по меньшей мере тридцать кубических футов. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками, или ступенями. После того как заложили первые камни, остальные поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень».

Но эти данные были записаны 2000 лет спустя после события, а современным ученым нужны были более наглядные доказательства. И они их получили — уже в XXI веке.

Серия удивительных открытий

В результате экспедиций удалось выяснить маршрут путешествия строительных материалов. Оказалось, что гранит для внутренних камер пирамиды добывался в Асуане, что в 859 км к югу от Гизы, а известняковые плиты доставлялись из Туры, что находится в 12 км.

Но как именно транспортировали строительный материал? В 2014 году голландская команда физиков взялась экспериментально проверить технику доставки камней на санях — такой способ транспортировки запечатлен на фреске из захоронения времен XII династии в Дейр-эль-Берше. Там показано, как 172 человека тянут на санях статую номарха Джехутихотепа, а человек льет воду на песок перед санями. Команда ученых из Фонда фундаментальных исследований вещества (Голландия) и Амстердамского университета построила собственную реплику саней и замерила, насколько проще таким образом волочить тяжести по мокрому песку, чем по сухому. Оказалось, что влажный песок уменьшает необходимое тяговое усилие в два раза, так что при орошении дороги сани скользят гораздо легче. Так, древняя фреска с малозаметным сюжетом дала ключ к разгадке одного из ребусов.Еще одну знаменательную улику отыскал египтолог Марк Лехнер: в ходе раскопок он обнаружил древний порт прямо у пирамид и смог доказать, что во времена строительства пирамид притоки Нила подходили прямо к ним, а значит, египтяне грузили массивные камни на лодки и перевозили их по реке, что значительно облегчало транспортировку.

Но самой большой удачей стало обнаружение древнего папируса в морском порту Вади-аль-Джарф. Его раскопал французский археолог Пьер Талле в 2013 году, но результатом научный мир насладился лишь в 2017 году, когда текст был наконец расшифрован. Оказалось, что этот документ написан человеком по имени Мерер, который, по всей видимости, был чиновником низкого уровня во время строительства пирамиды Хеопса и отвечал за транспортировку стройматериалов в Гизу.

В этом самом древнем из когда-либо найденных свитков папируса описаны наблюдения за командой из 40 рабочих, которые открывали дамбы, чтобы отводить воду из Нила в искусственные каналы, ведущие прямо к пирамидам. Мерер отчитался в этом документе о своем путешествии из Туры, где добывался известняк, до Гизы с несколькими гигантскими известняковыми блоками по воде..Так, египтологи получили первый и пока единственный документ с рассказом о строительстве Великой пирамиды, написанный очевидцем. Важный кусок пазла-головоломки был найден, но еще осталось много загадок.

Одна из них: как именно египтяне поднимали гигантские блоки наверх? В 2018 году археологи сообщили, что нашли древнюю рамповую систему в восточной пустыне Египта в карьере Хатнуб. Эта рампа возрастом 4500 лет представляет собой наклонную поверхность с двумя лестницами по бокам и многочисленными отверстиями в грунте. Археологи считают, что группа рабочих волокла груз в горку с помощью веревок, перекинутых через деревянные столбы, и это облегчало им задачу. Эта же технология, вероятно, позволила египтянам поднимать блоки вверх по крутым склонам во время строительства пирамид, считает команда Французского института восточной археологии и Ливерпульского университета, которая сделала это важное открытие.Если кто-то еще сомневается в рукотворности египетских пирамид и считает их непостижимым творением инопланетян — а такая версия существует среди мистиков и представителей лженауки, — то вот вам разочаровывающий факт от ученых из Института исследования Древнего Египта: пирамида Хеопса далека от идеальной геометрической формы. В самом начале ее строительства были допущены ошибки, из-за которых основание не представляет собой идеальный квадрат. В итоге стороны пирамиды не равны по длине: западная сторона была примерно на 14 см длиннее восточной. Кстати, не все знают, что пирамиды Древнего Египта изначально были белоснежными: сразу после возведения их облицевали белым известняком.

Исследование пирамид продолжаются нон-стоп, и ученые все время объявляют о новых сенсациях — например, о загадочных пустотах неизвестного назначения. Так что древний архитектурный шедевр все еще таит в себе неразгаданные секреты.

Ранее канал «Наука» рассказывал о том, что архитектура в далеком прошлом, включая Античность, была цветной — читайте в материале «Яркая история».

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации