Москве угрожает «Таня»! Кто и зачем дает имена циклонам?
Циклон «Таня» несет Москве дождь и снег. К непогоде жителям Центральной России не привыкать, а вот тот факт, что у ненастья теперь есть нежное имя, несколько удивляет. Откуда оно взялось? Мы решили выяснить у экспертов.
Ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Михаил Локощенко признался, что не знает, чья это выдумка. «Я сам очень удивлен, — признался ученый. — Не представляю, кто это придумал. За несколько дней я слышу уже второе название. Сначала я услышал о циклоне «Сара», теперь о циклоне «Таня». Что это за новая мода такая, я понятия не имею! Никто из моих коллег-метеорологов не употребляет имена для наших циклонов».
Локощенко рассказал, что имена обычно даются только тропическим циклонам. На каждый год заготовлен список имен, сформированный Всемирной метеорологической организацией. Он составлен на шесть лет вперед и после цикла начинает использоваться сначала.
Имена ураганам даются в алфавитном порядке, причем мужские и женские имена попеременно чередуются. Первый циклон в году получает имя на A, второй — на B и так далее — согласно английскому алфавиту. Всего используется 21 буква, за исключением Q, U, X, Y и Z, так как трудно подобрать на них по шесть имен. Если ураганов в году оказалось слишком много, то последующие называются буквами греческого алфавита: альфа, бета, гамма, дельта и так далее. Не хватило человеческих имен для ураганов лишь дважды: в 2005 и 2020 годах. В первом случае пришлось задействовать шесть греческих букв. А
этот год еще не закончился, но уже стал рекордным по числу ураганов: к сентябрю был исчерпан список человеческих имен и на сегодняшний день дошло до десятой буквы греческого алфавита — Йота.
Имена самых разрушительных и смертоносных циклонов из будущих списков исключаются и заменяются на другие, чтобы лишний раз не напоминать людям о пережитом горе и не дублировать название урагана-катастрофы. Поэтому названий Катрина и Сэнди мы уже не услышим, а вот ураганы Татьяна, Вероника, Ольга, Мария будут повторяться раз в несколько лет.
Практика использования человеческих имен для названия ураганов идет еще с середины XX века. Долгое время разрушительные ураганы назывались только женскими именами, однако феминистки сочли, что это несправедливо и добились изменения этой практики: с 1979 года в погодных сводках стали использоваться и мужские имена. Теперь они строго чередуются с женскими именами. Но если циклон путешествует из одной страны в другую, он может и не сохранить свое имя.
«В свое время вопрос имен меня интересовал и я его углубленно изучал, — рассказал нам Михаил Леус, ведущий специалист в ООО «Центр ФОБОС». — Всемирная метеорологическая ассоциация оставляет имена на откуп тех метеорологических организаций, по территориям которых идет этот циклон. В Англии он может называться Джордж, придя в Германию, он станет Майклом, а в России мы можем называть его Иваном. Нет единой стратегии в мире метеорологов. Она есть только в отношении ураганов».
В отличие от тропических циклонов атмосферным максимумам и минимумам умеренных широт обычно имен не давали. Откуда же взялись имена «Сара» и «Таня» в метеорологических сводках России? Михаил Леус назвал нам источник названий: это Институт метеорологии Свободного университета в Берлине. «Некоторое время назад, дабы поправить свое финансовое положение, немецкие метеорологи открыли такую услугу: любой желающий, заплатив определенную сумму, может с помощью сайта дать имя ближайшему циклону или антициклону — естественно, если оно не занято кем-то вперед него, — объяснил эксперт. —Таким образом, на немецких картах погоды появляются Сары, Тани, Гретты и тому подобное. К сожалению, Росгидромет подобным не занимается, а так как журналисты любят интересные факты, то мы, опираясь на наших немецких коллег, пользуемся их именами».
Леус отметил, что в отличие от тропических циклонов, которые получают имена лишь при определенной силе ветра (циклоны называются тайфунами или ураганами при скорости ветре от 33 м/с — прим. Ред), имена европейских циклонов не зависят абсолютно ни от чего: не от места образования, ни от силы ветра, ни от его траектории. «Даже вы можете обратиться туда и, заплатив определенную сумму, назвать циклон или антициклон своим именем или любым именем, каким вам хочется. Возможно, кто-то заплатит и назовет следующий циклон Чебурашка и тогда мы будем рассказывать о том, как нам в Россию придет циклон Чебурашка», — добавил Михаил Леус.
На сайте Института метеорологии Свободного университета Берлина мы отыскали предложение стать спонсором и крестным для циклонов и антициклонов. Оказалось, что дать имя антициклону можно за 360 евро, а циклону — 240 евро. Если учесть, что в год в Центральной Европе наблюдается около 50-60 антициклонов и 130-150 циклонов, то это весьма прибыльное дело.
Почему же названиями непогоды не занимается Гидрометцентр? В пресс-службе нам сообщили, что это не целесообразно. Пять лет назад Гидрометцентр планировал ввести практику именования циклонов и даже сформировал циклический список в алфавитном порядке из 50 имен, включая мужские и женские — он был составлен на основании голосования россиян. Но тогда все закончилось на букве А: циклоне Артемий. Дальше имен давать не стали.
Представитель Гидрометцентра пояснил, что давать имена актуально только для тропических циклонов. Они угрожают береговым поселениям и чтобы предупредить общественность, их нужно идентифицировать, назвать эту опасность по имени. Практика именования зимних штормов есть не только в США, но и в Великобритании и Европе, так как они могут вызвать катастрофические последствия на побережье.
«До России все эти атлантические циклоны доходят в ослабленном виде, — рассказала главный специалист Гидрометцентра Марина Макарова. — Они проходят через Британию, Европу и могут все сносить на своем пути, но к нам приходят в ослабленном виде и относительно редко вызывают катастрофические последствия в нашей стране. Да, иракские циклоны раньше вызывали наводнения в Санкт-Петербурге, пока не была построена дамба. Но сейчас при циклонах у нас бывает потепление, ветер может стать порывистым, но последствия проявляются в гораздо меньших масштабах, чем в Европе».
Динамика циклонов очень быстрая и нет смысла давать имя непогоде, которая пришла на несколько часов, говорят в Гидрометцентре. Циклоны взаимодействуют друг с другом, объединяются, разъединяются, один перетекает в другой. Зимой приходит сибирский антициклон из-за Урала и распространяет свое влияние в Европейской части страны, что тоже влияет на нашу погоду. «Амплитуда колебания атмосферного давления и сама опасность в России существенно меньше, — объяснила эксперт. — Поэтому мы пока не видим критериев, по которым можем давать имена циклонам. Да, мы когда-то хотели это делать и, возможно, когда-нибудь вернемся к этому, но для нас это не является вопросом первой необходимости».
Текст: Евгения Шмелева