Пять лучших фильмов о Марсе
Марс давно стал неотъемлемой частью мировой поп-культуры. Но, как ни парадоксально, по какой-то причине он никогда не пользовался особой популярностью на больших экранах. Тем не менее в преддверии посадки ровера Perseverance мы подобрали пять лучших художественных и в качестве бонуса — один примечательный документальный фильм о соседней планете.
Марс давно занимает умы людей. Астрономы XIX века спорили по поводу природы его «каналов», конструкторы космической техники XX века ломали голову над тем, как отправить к нему первые исследовательские аппараты, в XXI веке мы высаживаем на поверхность планеты роверы стоимостью с ядерную подлодку. И все ради ответа на один-единственный вопрос: была ли когда-то жизнь на Марсе, и если да, то что стало с его обитателями?
Ученые далеко не единственные, кто задается этим вопросом. Многие поколения авторов грезили и продолжают грезить о Красной планете, давно сделав ее неотъемлемой частью мировой поп-культуры. Но, как ни парадоксально, по какой-то причине она никогда не пользовалась особой популярностью на больших экранах. Экипаж Discovery One летал за черным монолитом к Юпитеру, Мэттью Макконахи рыдал в далекой-далекой галактике, а Сандра Баллок уворачивалась от космического мусора на околоземной орбите. Марс в кинематографе чаще всего или появляется где-то на втором плане в качестве одной из локаций, или же служит источником происхождения какой-либо космической заразы из фильмов категории Б.
Но если хорошенько постараться, все же можно найти несколько хороших лент о Красной планете — от легкой приключенческой фантастики до серьезных драм. И сегодня мы расскажем вам о пяти марсианских картинах, на которые стоит обратить внимание.
«Вспомнить все» (1990)
Простой работяга Даглас Куйэд постоянно грезит о Марсе, но красавица-жена отговаривает его от полета туда. И вот в один прекрасный момент наш герой видит рекламу компании Rekall, занимающейся имплантацией искусственных воспоминаний, и заказывает себе путешествие на Марс в качестве секретного агента. Куэйд получит все, за что заплатил, и даже больше…
Так больше не снимают — это первое, что хочется сказать о «Вспомнить все». Кино появилось на стыке двух кинематографических эпох, впитав эстетику боевиков 1980-х и масштаб голливудских блокбастеров 1990-х. При этом оно было снято единственным человеком, способным подарить нам подобное зрелище, — голландским режиссером Полом Верховеном, в то время являвшимся одним из главных возмутителей спокойствия в Голливуде.
Во «Вспомнить все» Верховен достиг пика своего творчества, выдав фирменный образец кровавого аттракциона, где есть все, за что его так любили зрители: огромное количество насилия, черный юмор и сатира, элементы легкой эротики и бьющие не в бровь, а в глаз коронные фразы Шварца, которые уже давно разошлись на цитаты.
Но основной плюс «Вспомнить все» — это даже не его кровавая удаль, а сюжетный дуализм. С одной стороны, фильм можно вполне спокойно смотреть как очередной зрелищный боевик со Шварценеггером, где с первых кадров понятно, что у плохих парней нет ни единого шанса. А с другой — в сюжете фильма разбросано множество мелких деталей и подсказок, указывающих на то, все события фильма, возможно, происходят исключительно в голове главного героя и по завершении путешествия, как нас и предупреждали, его ждет лоботомия.
Так это или нет, но «Вспомнить все» давно стал классикой жанра и обязателен для просмотра всем любителям старых фантастических боевиков. Увы, но так действительно больше не снимают, что наглядно продемонстрировал вышедший спустя 20 лет не самый удачный ремейк.
«Миссия на Марс» (2000)
Экипаж первой марсианской экспедиции исследует загадочную формацию. Внезапно появляется гигантский смерч, который убивает всех, кроме командира. Узнав о трагедии, земляне срочно организуют спасательную экспедицию, которая должна выяснить, что же произошло...
В год своего выхода «Миссия на Марс» не снискала особой популярности. Американские критики буквально уничтожили кино Брайана Де Пальмы, а зрители в основной своей массе попросту его проигнорировали.
Заслуживал ли фильм такого холодного приема? Честно говоря, все же нет. Основная проблема в том, что при бюджете блокбастера «Миссия на Марс» вовсе не пытается быть блокбастером в стиле «Звездных войн». Здесь нет с ревом влетающих в кадр истребителей, взрывающихся космических кораблей, перестрелок и злых пришельцев. Это кино из совсем другой оперы — неторопливое, методичное, в чем-то даже флегматичное. Фильм о тайне, путешествии к неизведанному и немножко о смысле жизни.
Несмотря на достаточно солидный возраст, с визуальной точки зрения фильм по-прежнему весьма неплохо смотрится. К плюсам картины также можно отнести хороших актеров и несколько весьма сильных драматических моментов. Да, возможно, «Миссия на Марс» и не смогла использовать весь имевшийся потенциал. Но она все же заслуживает того, чтобы ей дали шанс.
«Джон Картер» (2012)
Экранизация романа Эдгара Берроуза про ветерана Гражданской войны в США, который против своей воли попадает на Марс. Там он оказывается втянут в войну между местными городами. Теперь ему придется выбрать сторону и принять участие в борьбе за независимость народов Марса и спасти принцессу.
Оригинальный роман Эдгара Берроуза и его последующие продолжения давно считаются классикой классики. Рэй Брэдбери восхищался ими и под впечатлением написал свои «Марсианские хроники». А знаменитый популяризатор науки Карл Саган как-то заявил, что именно чтение Берроуза в детстве и побудило его заняться астрономией и проблемами поиска внеземной жизни. Роман оказал влияние и на кинематограф. И Джордж Лукас, и Джеймс Кэмерон называли его среди основных источников вдохновения для «Звездных войн» и «Аватара».
Вся эта популярность в какой-то степени сослужила экранизации медвежью услугу. К тому моменту, когда она все же вышла (а Голливуд впервые попытался адаптировать роман еще в 1930-х), ее основные фишки уже успели растащить более расторопные конкуренты. Это стало одной из причин финансового провала картины, которая так и не получила продолжений.
Но если абстрагироваться от вышеперечисленного исторического контекста, то стоит сказать, что сам по себе «Джон Картер» — вполне неплохой приключенческий фильм. Здесь есть все, за что обычно и любят этот жанр: экзотические места, диковинные существа, захватывающие экшен-сцены, красивая принцесса и старомодный в своей отважности герой, который обретает новый дом и начинает за него бороться.
Да, за последние сто лет наши знания о Красной планете радикально изменились. Сейчас мы знаем, что настоящий Марс совсем не похож на Марс в видении Эдгара Берроуза. Но это обстоятельство ничуть не мешает просмотру. Наоборот, оно скорее придает ленте дополнительный ретрошарм. Фильм дает нам возможность увидеть, как люди представляли четвертую планету от Солнца в ту прекрасную эпоху, когда казалось само собой разумеющимся, что на ней нас ждут братья по разуму.
«Марсианин» (2015)
Экранизация романа Энди Уира об астронавте Марке Уотни, волею судьбы оставшемся в одиночестве на Марсе. Теперь ему нужно придумать, как связаться с Землей и продержаться на имеющихся запасах несколько лет до прилета следующей экспедиции.
В 2011 году никому не известный писатель Энди Уир произвел фурор своим дебютным романом «Марсианин». Конечно, он не был первым, кто додумался переместить сюжет робинзонады на Красную планету. Так, еще в начале 1960-х на экраны вышел фильм, который прямо так и назывался — «Робинзон Крузо на Марсе». Но Уир покорил публику не самой идеей, а ее исполнением. Остроумный, содержащий массу технических подробностей, но при этом каким-то непостижимым образом все еще легко читающийся роман мгновенно обрел поклонников по всему миру. К счастью, в отличие от «Джона Картера», в этот раз фабрика грез не стала тянуть сто лет, а максимально оперативно выпустила экранизацию.
Конечно, голливудские адаптации книг — это очень специфический продукт. В некоторых случаях они не имеют практически ничего общего с оригиналом. Но «Марсианин» все же относится к категории фильмов, чьи авторы действительно уважали первоисточник и старались максимально точно (насколько это позволяет киноформат) перенести его сюжет на большой экран. Так что здесь можно найти все ключевые компоненты, благодаря которым роман и обрел такую популярность. Обаятельный и неунывающий герой. Разнообразная космическая техника. Математика и ботаника. Зрелищные эпизоды и драматические моменты. Нелюбовь к диско-музыке. А еще картошка. Много-много картошки.
С технической точки зрения к фильму также не придраться. Визуальные эффекты, звук, общая атмосфера — все сделано на максимально достойном уровне, за что стоит поблагодарить Ридли Скотта. Хоть на склоне лет британский режиссер частенько и выдает достаточно сомнительные фильмы, но «Марсианин» не из числа. Также кино может похвастаться отменным кастом с очень большим количеством известных лицедеев.
Неудивительно, что то же НАСА очень полюбило «Марсианина» и оказывало всяческое содействие его создателям. Ведь именно такие произведения мотивируют и прививают новому поколению интерес к космосу.
«Космос между нами» (2017)
История Гарднера Эллиота — первого человека, родившегося и выросшего на Марсе. Влюбившись в девушку по интернету, он собирается отправиться на Землю, чтобы встретиться с ней. Его не останавливает даже то, что этот визит вполне может его убить…
Как правило, герои марсианских произведений хотят попасть на Красную планету, и это является их основной целью и даже мечтой всей жизни. «Космос между нами» переворачивает эту формулу с ног на голову. Его протагонист, наоборот, хочет во что бы то ни стало улететь с Красной планеты и посетить Землю.
Конечно, «Космос между нами» — это в первую очередь любовная мелодрама, где есть как свои сильные стороны, так и жанровые штампы. Но она интересна тем, что, хоть большая часть действия и разворачивается на нашей планете, Марс все равно продолжает оставаться одним из главных действующих лиц всей истории. Его в определенной степени даже можно назвать антагонистом. Дело в том, что главный герой вырос в условиях марсианской гравитации, так что его сердце попросту не может адаптироваться к повышенной силе тяжести на нашей планете. Пускай, как говорили в другом популярном фильме, любовь и единственное доступное нам чувство, способное выйти за пределы времени и пространства, но даже ей сложно противостоять законам физики и медицины.
Именно этот неординарный взгляд на историю межпланетных отношений и выделяет «Космос между нами». Ведь если в будущем человечество на радость Илону Маска действительно станет мультипланетным видом, потомки первых колонистов, вполне возможно, столкнутся со схожими проблемами. Так что мы уже сейчас можем задуматься над тем, как сделать так, чтобы космос в самом деле не стал для них непреодолимым барьером.
Бонус:
«Марс» (1968)
«Марс» советского режиссера Павла Клушанцева — это не художественный, а научно-популярный фильм. Он вышел в 1968 году, который можно назвать переломным в деле исследования Красной планеты. К тому моменту ученые уже узнали о том, насколько суров Марс на самом деле. Но у многих людей все равно еще теплилась надежда, что где-то там, среди холодных и пыльных скал и кратеров, могут скрываться очаги растительности и обитать какие-то живые существа. Увы, но всего через несколько лет эти надежды были вдребезги разбиты новыми космическими миссиями.
Но это ничуть не умаляет значения картины. Во-первых, она интересна как своеобразный срез эпохи, отлично передающий настроение первых лет космической эры. Во-вторых, даже сейчас кино Клушанцева вполне себе интересно смотрится. В нем доступно объясняются многие вещи, а игровые вставки и новаторские для тех лет спецэффекты создают дополнительный ностальгический эффект. А в-третьих, пускай гипотезы о сложной жизни на Марсе и не подтвердились, но это не значит, что они абсолютно ошибочны. Сейчас мы знаем, что миллиарды лет назад Красная планета была куда больше похожа на Землю. Так что как знать — возможно, в те далекие времена Марс все же был обитаем и, попав туда, мы бы увидели картины, чем-то похожие на те, что показаны в фильме Клушанцева.