Роботы и искусство: совместимы ли эти понятия?
Есть стереотип, что человек отличается от животных или роботов своей уникальной способностью к творчеству. Однако искусственный интеллект давно штурмует этот, казалось бы, последний оплот человечности. Но можно ли считать творчество робота искусством?
Роботы в театре: «Если бы не довольно резкие движения и торчащие из затылка электронные приборы, можно было бы подумать, что перед нами человек»
Век назад роботов играли люди, вряд ли ожидая, что пройдет время и машины станут полноправными участниками спектаклей и даже попытаются конкурировать с настоящими актерами.
Вот один из самых впечатляющих примеров: андроид, играющий моноспектакль под названием «Зловещая долина». С гастролями робот объехал пол мира, включая Россию — несколько вечеров подряд читал монологи со сцены Театра Наций.
Внешность машина позаимствовала у немецкого писателя Томаса Мееле, который, собственно, и является автором пьесы. Сходство с прототипом настолько велико, что если бы не довольно резкие движения и торчащие из затылка электронные приборы, можно было бы подумать, что перед нами человек.
Один из главных звучащих в спектакле вопросов — насколько андроид должен быть похожим на человека, чтобы не вызывать чувство отторжения.
— Когда мы сталкиваемся с роботом, совсем не похожим на человека, не испытываем никаких неприятных чувств. Если робот становится очень похожим на нас, но есть какие-то маленькие отличия и ты понимаешь: что-то не так (возможно, он не так шевелится, водит глазами, или слегка зависает) — вот в этот момент нам становится не по себе. А когда робот становится точной копией человека, симпатия возвращается. Это называется «зловещей долиной». Есть гипотеза, что почти похожий на человека робот бессознательно напоминает нам мертвеца, — объясняет импресарио Федор Елютин.
Смысл всего этого до зрителя донес бы и не самый одаренный выпускник театрального училища. Но механический актер дает прочувствовать буквально — до мурашек.
Роботы в небе: «Дрон не знает о том, что есть соседний. Они не общаются между собой, у каждого заранее продуманное полетное задание»
Сотни дронов одновременно взлетают в небо, чтобы сложиться в слова и фигуры — световое представление, способное поразить самого искушенного зрителя. Тех, кто видел такое, фейерверком уже не удивишь.
— Каждый дрон — это как пиксель, только на экране он плоский, лишь меняет цвета, а у нас он еще и может передвигаться. Объем добавляет зрелищности, — рассказывает Семен Лобко, руководитель проекта «Шоу дронов» (Санкт-Петербург).
В каждом дроне очень точная система навигации. Она позволяет позиционировать аппарат с точностью до сантиметра. Управляет всем базовая станция. Именно она сообщает каждому летающему роботу, в какой момент и в каком месте ему нужно находится.
— Дрон не знает о том, что есть соседний. Они не общаются между собой, у каждого заранее продуманное полетное задание, и они четко ему следуют, — объясняет Семен Лобко.
Самое первое шоу дронов мир увидел 2014 году, в нем участвовало всего 10 аппаратов. Теперь и две тысячи машин — не предел.
Роботы - художники: «Из-под такой кисти может выйти и полностью готовое произведение; получится в 10 раз дешевле, чем взял бы живой мастер»
80 тысяч мазков. Именно столько сделает человек, чтобы нарисовать детальную картину. Но это можно доверить и роботу — он выполнит работу всего за 48 часов. Скептик скажет: еще быстрее это сделает принтер. Но здесь другой принцип.
— В отличие от большинства полиграфических машин, где наносятся на бумагу только четыре базовых цвета, а потом смешиваются за счет оптических эффектов, робот-художник смешивает краски физически, как настоящий живописец, — говорит Артур Каримов, доцент кафедры систем автоматизированного проектирования ЛЭТИ.
И, соответственно, робот оставляет такой след кисти на холсте, как будто рисовал человек. Пока этот робот пишет только черной и белой красками. Но скоро, мечтают инженеры, машина будет полноценно помогать живописцам: готовить для них так называемые подмалевки — основу картины, на которой человеку останется лишь расставить акценты.
Впрочем, из-под такой кисти может выйти и полностью готовое произведение. Получится в 10 раз дешевле, чем взял бы живой мастер.
Роботы - райтеры: «Процесс создания граффити превращается в перфоманс»
Идея принадлежит художнику, решившему убить сразу двух зайцев. С одной стороны, с таким роботом рук точно не испачкаешь. С другой — если речь идет о создании граффити на высоте, не нужно собирать леса.
— Художник сначала рисует картинку на компьютере, а затем программирует дрон. Конечно у машины есть специфика: очень мелкие детали она не сможет рисовать из-за инерции. Робот берет векторное изображение, которое создал художник, и распыляет его на стену, — говорит Анастасия Уряшева, генеральный директор компании-разработчика.
Каждый дрон несет на борту баллончик с краской определенного цвета. Свое положение (то, в каком месте холста он находится) коптер определяет благодаря расставленным радиомаякам. А расстояние до стены всегда одинаковое — за этим следит лазерный дальномер. При этом ширина линии зависит от кэпа. «Кэп» — колпачок по-русски, который ставится на баллончик с краской.
Роботы превращают процесс создания граффити в самый настоящий перфоманс, за которым интересно наблюдать со стороны.
Роботы - повара: «Чтобы научиться готовить, нейросеть, словно студент кулинарного техникума, сначала изучила сотни всевозможных рецептов»
Ирина Мунтян, повар холодного цеха: «Я буду готовить "Чашу Будды". Это достаточно популярное блюдо в нашем ресторане. Сначала мы берем гуакамоле. Гуакамоле — это авокадо, кинза, сок лайма, чили. Еще в чаше окажутся свежие огурцы и салат-микс, вареная киноа, половинка авокадо в стружке тунца и кунжуте, фалафель, греческий йогурт с кинзой, мятой и соевый соус с каплей рисового вина».
Кажется, фантазии шеф-повару этого ресторана не занимать. Но, оказывается, рецепт этого низкокалорийного и исключительно полезного блюда придумал вовсе не человек, а искусственный интеллект. Чтобы научиться готовить, нейросеть, словно студент кулинарного техникума, сначала изучила сотни всевозможных рецептов.
— Но это не было бы творчеством, если бы система не добавляла туда собственные новые нотки. И сделав несколько вариантов, она затем оценивает, насколько рецепты понравятся людям, — объясняет Роман Душкин, директор по науке и технологиям Агентства Искусственного Интеллекта.
Здесь помог наставник, который дегустировал предложенные рецепты. Спустя время алгоритмы начали понимать, что вкусно, а что нет. При этом машина уже разбирается, как тот или иной ингредиент скажется на общем вкусе блюда.
Это искусство?
Не так давно одну из картин, написанную роботом, аукционному дому «Кристис» удалось продать за $432 000. Вот только стоит ли воспринимать творчество искусственного интеллекта как произведения искусства? Здесь мнения экспертов расходятся.
Владимир Белый, глава венчурного фонда «Альфа роботикс венчур»:
— Там нет души. Леонардо да Винчи, Микеланджело... Глядя на картину, мы сразу представляем себе, сколько художник прожил, пережил, что представял, чтобы вот это отобразить именно так, такими оттенками, красками, мазками. Например, художник отображает резкие углы. Это скорее всего некая агрессия, давление или строгость. Машина обо всем этого может не знать, не может чувствовать.
Роман Душкин, директор по науке и технологиям Агентства Искусственного Интеллекта:
— А в каком случае человека можно назвать творцом? Что значит творчество? Моя точка зрения заключается в том, что творчество — это не что иное, как комбинирование уже имеющейся информации и случайное довнесение туда чего-то нового. Художник — это творец, да. Но на основании чего он творит? Он учился много лет, видел много картин предшественников. Он как бы стоит на плечах тех, кто был раньше него.
Впрочем, искусство и технологии всегда пересекались и подпитывали друг друга. Идеи художников воплощались в конструкциях инженеров, а свежие изобретения становились причиной творческих прорывов. То, что роботы, родившись изначально в голове фантастов, рано или поздно появятся, а затем станут пробовать себя там, где, казалось бы, человеку не требуется замена, было лишь вопросом времени.
Между тем, в мире вот-вот появится прецедент — кого считать создателем изобретения: нейросеть или создателя нейросети?
По материалам программы «Большой скачок» на канале «Наука».