Смартфон вас подслушивает? Скорее всего, нет, и вот почему
Вы когда-нибудь разговаривали с другом о покупке определенного товара и на следующий день получали рекламу этого же товара? Если да, то вы, возможно, задавались вопросом, подслушивает ли вас смартфон. Оказывается, вовсе не обязательно — у системы есть и другие способы узнать, о чем вы думаете, пытается нас уверить Дана Резазадеган, преподаватель из Технологического университета Суинберна (Мельбурн, Австралия). Это перевод ее статьи, вышедшей на сайте The Conversation.
Телефон вас подслушивает?
В этом нет необходимости. Скорее всего, вы и так даете ему всю необходимую информацию.
Большинство из нас регулярно раскрывают свои данные широкому кругу веб-сайтов и приложений. Мы делаем это, когда предоставляем им определенные разрешения, например, позволяем файлам cookie отслеживать наши действия в интернете.
Cookie позволяют системе запоминать определенные детали нашего взаимодействия с сайтом — например, данные для входа в систему, чтобы вам не приходилось каждый раз вводить их заново. Однако сторонние файлы cookie создаются доменами, внешними по отношению к порталу, который вы посещаете. Третьей стороной часто является маркетинговая компания, находящаяся в партнерстве со сторонним сайтом или приложением.
Оно и будет размещать рекламу и предоставлять ему доступ к данным, которые собирает от вас (на что вы дадите ему разрешение — возможно, нажав на какое-нибудь безобидное всплывающее окно).
Таким образом, рекламодатель может составить картину вашей жизни: ваших привычек, желаний и потребностей. Эти компании постоянно стремятся измерить популярность своей продукции и то, как эта популярность меняется в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, рост, вес, работа и увлечения клиента.
Классифицируя и группируя эту информацию, рекламодатели улучшают свои алгоритмы рекомендаций, используя так называемые рекомендательные системы для показа правильной рекламы нужным клиентам.
Работа компьютера «за кулисами»
У искусственного интеллекта (ИИ) есть несколько методов машинного обучения, которые помогают системам фильтровать и анализировать ваши данные, — например, кластеризация данных, классификация, ассоциация и обучение с подкреплением (reinforcement learning, RL).
Агент RL может обучаться на основе обратной связи, полученной в результате взаимодействия с пользователем — подобно тому, как маленький ребенок учится повторять определенное действие, если оно приводит к вознаграждению.
Просматривая или лайкая пост в социальной сети, вы отправляете агенту RL сигнал вознаграждения, подтверждающий, что вас привлекает сообщение или, возможно, вас интересует человек, который его разместил. В любом случае агент RL получит данные о ваших личных интересах и предпочтениях.
Если вам начнут активно нравиться сообщения о mindfulness («осознанности» — модных практиках по управлению вниманием. — Прим. ред.) на социальной платформе, система научится отправлять вам рекламные объявления о компаниях, которые могут предлагать связанные с темой продукты и контент.
Рекламные рекомендации могут основываться и на других данных, включая, помимо прочего:
- другие объявления, на которые вы кликали через платформу;
- личные данные, которые вы предоставили платформе (например, ваш возраст, адрес электронной почты, пол, местонахождение и с каких устройств вы получаете доступ к платформе);
- информацию, передаваемую на платформу другими рекламодателями или партнерами по маркетингу, клиентом которых вы уже являетесь;
- определенные страницы или группы, к которым вы присоединились или которым поставили отметку «нравится».
Фактически алгоритмы ИИ позволяют маркетологам взять огромные пулы данных и использовать их для классификации всех ваших социальных связей, ранжируя людей вокруг вас на основе того, насколько они для вас важны.
Затем алгоритмы могут начать нацеливать вас на рекламу, основанную не только на ваших собственных данных, но и на данных, полученных от ваших друзей и членов семьи, использующих те же платформы, что и вы. Например, Facebook может порекомендовать вам то, что недавно купил ваш друг. Для этого не нужно было «слушать» разговор между вами и вашим другом.
Неприкосновенность частной жизни — это вопрос выбора
Поставщики приложений обязаны раскрывать пользователям условия сбора, хранения и обработки личных данных, но пользователи, в свою очередь, должны быть осторожны с тем, какие разрешения они предоставляют приложениям и сайтам.
В случае сомнений предоставляйте разрешения по мере необходимости. Имеет смысл дать WhatsApp доступ к вашей камере и микрофону, поскольку без этого он не может осуществлять некоторые из своих услуг. Но не все приложения и сервисы запрашивают только то, что необходимо.
Возможно, вы не против получать объявления с таргетингом на основе ваших данных и находите это привлекательным. Исследования показали, что люди с более утилитарным (или практическим) мировоззрением на самом деле предпочитают рекомендации ИИ рекомендациям людей.
Тем не менее, возможно, рекомендации ИИ могут ограничить выбор людей и минимизировать интуитивную прозорливость в долгосрочной перспективе. Предлагая потребителям алгоритмически подобранный выбор того, что посмотреть или почитать, компании могут неявно загонять наши вкусы и образ жизни в достаточно узкие рамки.
Не хотите, чтобы вас предсказывали? Не будьте предсказуемым
Есть несколько простых советов, как ограничить объем данных, которыми вы делитесь в интернете. Во-первых, вам следует регулярно проверять разрешения приложений на вашем телефоне.
Кроме того, дважды подумайте, прежде чем предоставить определенные разрешения сайтам или приложениям. По возможности избегайте использования ваших учетных записей в социальных сетях для входа на другие сайты. В большинстве случаев будет возможность зарегистрироваться по электронной почте.
Как только вы начнете процесс входа в систему, помните, что вам нужно предоставлять ровно столько информации о себе, сколько необходимо.
Как проверить собственный телефон на прослушку
Если вы все еще думаете, что ваш телефон вас слушает, можете попробовать простой эксперимент.
Перейдите в настройки телефона и ограничьте доступ к микрофону для всех своих приложений. Выберите продукт, который, как вы знаете, не искали ни на одном из своих устройств, и подробно поговорите об этом вслух с другим человеком.
Обязательно повторите этот процесс несколько раз. Если в течение следующих нескольких дней вы по-прежнему не получаете никаких объявлений с таргетингом, это говорит о том, что ваш телефон на самом деле вас не «прослушивает».
У него есть и другие способы узнать, о чем вы думаете.