Темнота. Где живут страхи

В темной-темной комнате, темной-темной ночью — так начинается практически каждая детская страшилка. Именно ночью и происходят самые страшные события. На сегодняшний день описаны сотни фобий. И страх темноты — никтофобия — один из самых распространенных. Разберемся, откуда он берется.
Shutterstock

«Баги» воображения? 

Способность нашего разума формировать иллюзорные образы на основе реальных объектов называется парейдолия. Это вид сенсорных иллюзий дополнения. 

Парейдолия позволяют нам видеть то, чего нет. 

В условиях недостаточной освещенности иллюзии возникают буквально на каждом шагу. Пеньки превращаются в человеческие силуэты, ветки деревьев кажутся лапами чудовища, а в контуре вешалки с зонтом — смерть с косой.

Общее понятие таких ошибок восприятия — апофения: способность связывать несвязанное. К примеру, мы услышали о случившейся с кем-то беде, и автоматически проецируем возможность аналогичной ситуации с собой. И это тоже может стать причиной возникновения фобии. 

Почему мы боимся 

В переводе с древнегреческого «фобос» и есть страх. 

Фобия — страх иррациональный, при котором боязнь и чувство тревоги вызваны не чем-то реально угрожающим, а лишь потенциально возможным. И живет он не наяву, а в воображении, ведомом той или иной фобией. Скажем, чего пугающего в милом пупсике? Или пушистом комочке, мурлыкающем на диване? А есть и такие фобии: педиофобия — боязнь кукол и айлурофобия — боязнь кошек. 

На этом фоне страх темноты кажется вполне объяснимым. Люди всегда опасались неизвестности и прячущихся в темноте хищников. Страх темноты вполне обоснован, и в той или иной степени есть у каждого.  Вполне возможно механизм этот возник в ходе эволюции. По сути мы — потомки осторожных предков, которые при каждом шорохе спасались на дереве или в укрытии, потому и выжили, и передали свои гены в светлое будущее.

Жизнь во тьме

Масляные осветительные приборы Средневековья света давали немного, жутко чадили, но и их позволить себе их могли только люди состоятельные. В домах большинства царил мрак. Мгла непроглядная была и на улицах. Считается, что первые уличные фонари появились на улицах Лондона в 1417 году. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, освещая улицы. А первая система городского освещения появилась в XVII веке в Амстердаме. До второй половины XVIII века в фонарях использовали те же свечи и масло, пока их не сменил керосин, еще спустя век — газ, а в начале ХХ века, благодаря лампочке Эдисона и вольфрамовой нити Лодыгина, человечеству стало доступно электричество. 

Около 9% населения биометрины — это так называемые совы.  Они активны ночью, прекрасно чувствуют себя в темноте и, как показывают исследования, страха перед ней не испытывают.

Казалось бы свет победил тьму! Но, страхи не исчезли и даже приумножились. Например, вдруг лампочка погаснет. Боязнь кромешной тьмы осталась на подкорке и пугает даже сильнее, чем несколько столетий назад. 

Страшная неизвестность

Даже березовая роща в темноте выглядит как минимум таинственно. А любая тайна, то есть неизвестность, пугает нас даже при свете. В темноте же мы лишаемся важнейшего органа чувств — зрения.  И вот ответ: мозг отказывается мириться с нехваткой информации и достраивает картину реальности, сопоставляя тени и силуэты с данными своей «картотеки» памяти. А в ней чего только нет — калейдоскоп интернета, книг, фильмов, где эксплуатируются самые «кассовые» человеческие страхи. Получается замкнутый круг: щекочем нервы очередной инфострашилкой, страх не побеждаем и боимся еще сильнее.

Тут все зависит от психики человека. Чем слабее его нервная система, чем более он впечатлителен, тем больше пугающих образов и страхов порождает его психика.

Страшное место 

Даже в лесу почти всегда есть свет, главное, дать глазам привыкнуть. А в топ-кошмаре — морге — оторопь берет и при ярком свете. И здесь пугает не столько сама темнота, сколько локация. А недостаток освещения этот страх лишь усиливает. 

Но тьма способна вселить ужас и сама по себе. Если верить теории Большого взрыва — все вышло из тьмы. Учитывая это фраза: свет — жизнь, а тьма — смерть, кажется не такой уж и метафорой. Тем более, что без солнца жизнь на нашей планете невозможна.

Еще одна метафора: свет — добро, а тьма — зло. Каждый круг ада становится все темнее и темнее в божественной комедии Данте. Да и древнегреческий тартар, в который попадали самые отъявленные негодяи — скрыт глубоко под землей. 

Жизнь — тьма

Удивительно работает мозг человека, который находится во тьме постоянно. Потерявшие зрение люди начинают страдать никтофобией. В основном потому, что к страху неизвестности и темноты присоединяется обострение других чувств, однако привыкая к мраку, его самого они бояться перестают. 

Их мозг, не получая зрительной информации на протяжении длительного времени, перестраивает сам механизм формирования страха. 

В полной тьме незрячих нет теней и силуэтов, которые бы мозг превратил в монстров. 

Сон разума и критическое мышление

Со страхом темноты люди всегда пытались бороться. Спартанцы отправляли сыновей ночевать в гробницах. А в Европе вплоть до XVIII века советовали посылать детей по поручениям в темноту. Но и наказывали тоже темным чуланом, тем самым лишь порождая фобию. 

По сути не темнота рождает чудовищ. Испанская пословица гласит: «Монстров рождает сон разума». Значит единственное оружие в борьбе с фобиями — критическое мышление. Научный подход превращает страшное в смешное. Более того, с его помощью монстров можно использовать в своих корыстных интересах, как это сделал Христофор Колумб, заранее просчитав дату затмения и напугав аборигенов для того, чтобы те поставляли провиант его команде. 

А если верить испанскому художнику Франсиско Гойе — человек разумный темноты не боится — он ею вдохновляется. Порой это приводит к рождению чудовищ, но в конечном итоге все зависит от того, как мы к ним относимся. 

Конечно, рациональных поводов опасаться темноты у рядового человека по-прежнему немало. Ведь большинство преступлений совершается под покровом ночи. И это разумная осторожность. Но если страх перерастает в фобию — лучше обратиться к специалисту.

По материалам проекта «Фобии» телеканала «Наука».