Топинамбур vs борщевик. Может ли одно инвазивное растение вытеснить другое?
Осенью поспевает топинамбур. Он входит в Черную книгу растений России, так как является инвазивным видом, несвойственным нашей природе, но никаких мер борьбы с ним не предусмотрено. Рассказываем о том, как североамериканское растение оказалось в России и чем оно может быть полезно в борьбе с вездесущим борщевиком.
Топинамбур по-научному называется подсолнечник клубненосный, по-латыни — Helianthus tuberosus. Как любая инвазия, для природы этот вид чужеродный. Но оценить его вредоносность довольно сложно. В целом топинамбур можно назвать одним из самых безобидных инвазивных растений, которые к нам были ввезены. Для человека же «земляная груша» оказалась весьма полезна.
Как племя тупи и клубни объединились в сознании европейцев
В интернете есть много историй о том, как привезли топинамбур, многие похожи на сказки. Но точно известно, что это растение родом из Северной Америки. Когда-то оно использовалось племенами индейцев, которые жили на территории Великих озер и называли его тогда askipaw и skibwan, что можно перевести как «сырая вещь». Ели топинамбур в основном сырым.
Топинамбур был привезен из Америки в Европу где-то в конце XVI века: то ли во Францию, то ли в Голландию (тут данные расходятся). А дальше началось интересное. Дело в том, что примерно в то же время конкистадоры как раз активно возвращались из своих поездок и привозили с собой исторические документы и мемуары, в которых описывали, как встречали различные племена. И там был записан рассказ про одно племя из Бразилии, которое называется тупи, или тупинамба, — интересная история о том, как это племя людоедов выедало всех приезжих на своей территории. Главный герой, который остался в живых, рассказывает, как его чудом не съели, потому что посчитали трусом. Племя побоялось заразиться трусостью и не стало его есть.
Эти рассказы стали очень популярны в Европе, и, по всей видимости, европейцы, недолго думая, связали два названия в одно: сам овощ, привезенный из Северной Америки, и название племени тупинамба, которое было вообще-то из другой Америки (Южной), но им это показалось неважным. Так появился овощ топинамбур, который активно начали использовать в пищу в Европе. Картофеля тогда еще не знали, поэтому клубни из Америки завоевали большую популярность. Топинамбур пришелся по вкусу европейцам, потому что он был похож на знакомый им артишок. Обнаружив сходство во вкусах овощей, они стали называть топинамбур артишоком канадским и американским. А дальше вообще началась страшная путаница с названиями! Овощ, привезенный из Северной Америки, переименовали в иерусалимский артишок — видимо, с легкой руки итальянцев, которые стали называть его подсолнечником, а это название по-итальянски звучит как girasole и очень похоже на слово «иерусалимский». В общем, с названиями все было непросто.
Топинамбур быстро снискал популярность. Растение поселилось не только на кухне у бедных людей, но и в знатных домах — его подавали как некую новинку, очень вкусное и полезное блюдо. Существовало огромное количество совершенно разнообразных способов, как есть топинамбур. Его ели в сыром, жареном, тушеном, вареном виде. Из тертого топинамбура делали соусы, супы и даже чай. Поскольку он совершенно неядовитый, его ели в огромных количествах. Существовали даже блюда высокой кухни, в которой его подавали специальным образом отваренным или тушенным в белом вине. Приготовленный таким способом топинамбур имел вкус, похожий на артишок.
Как топинамбур проиграл картофелю и повысил удои
Позже, когда в Европу привезли картофель, топинамбур, конечно, сдал свои позиции, потому что ему очень сложно конкурировать с картофелем и по вкусовым качествам, и по калорийности. Но полностью он не был забыт, продолжал использоваться, но уже не в таких масштабах. Плантации уже были заложены, и топинамбур потихоньку начал расселяться по разным городам и странам Европы.
Если говорить о России, то к нам все приходит немного с опозданием. Россияне узнали о топинамбуре при Алексее Михайловиче — во второй половине XVII века. Сначала в пищу овощ у нас не пошел, тогда были популярны другие овощи, привезенные опять-таки из Европы, — типа репы. Прежде всего топинамбур стали использовать в России как лекарственное растение, а уже потом, когда в Европе начал завоевывать свои позиции картофель, у нас наконец распробовали топинамбур и он стал съедобным овощем. Однако его популярность продолжалась недолго. Вскоре у нас тоже узнали о картошке, научились ее выращивать, и топинамбур перешел в непонятный режим: вроде бы растет по периметру огорода и на дорогах, но на него не обращают внимания. Только те, кто использовал его в качестве лекарственного растения, продолжали его использовать. И еще в совсем голодные годы его, наверное, некоторые ели.
Каждая культура должна иметь время для того, чтобы люди осознали, что это вкусно. Так было и с картошкой: в России ее не сразу приняли и научились есть. Ее привезли при Петре I, но популярность началась уже при Екатерине. Крестьяне противились, не хотели и не умели выращивать, случались даже картофельные бунты.
Понадобилось время, прежде чем картофель прижился и затем полностью вытеснил топинамбур из разряда питательного растения. Началась новая глава в использовании топинамбура: его стали выращивать как силосную культуру. Огромные плантации закладывались для того, чтобы кормить скот. Оказалось, что топинамбур — очень ценное на самом деле растение, его легко и просто выращивать. Он растет во всех умеренных широтах: и на Дальнем Востоке, и в Новой Зеландии — везде, куда его завезли. И еще оказалось, что топинамбур увеличивает надои у коров и повышает жирность молока. То есть топинамбур оказался намного более полезным для животноводства, чем для человека. Из него и сегодня делают комбикорм — достаточно качественный, с большим содержанием белка. Есть специальные площади, где выращивают топинамбур на силос.
Как не сбылись наши мечты о топинамбуровой державе
Топинамбур и для человека тоже весьма полезен, так как в нем есть инулин — отличный пробиотик, который помогает нашей микрофлоре находиться в балансе. После того как открыли, что инулин полезен для диабетиков, начался некий ренессанс топинамбура, его сфера применения снова расширилась. Инулин очень хорошо позволяет адсорбировать сахар из пищи, которую мы потребляем, и тем самым уменьшает количество сахара в крови. Поэтому сейчас есть всякие напитки с топинамбуром: например, цикорий, заменитель кофе для диабетиков. В растении содержатся полезные для нашего организма микроэлементы, например кремний. Сегодня топинамбур как низкокалорийный овощ возвращает себе давно утраченную любовь — за счет многих любителей здорового образа жизни. Его можно использовать для правильного питания, он входит в состав многих биологически активных добавок.
Если у вас растет топинамбур на садовом участке, бороться с ним не нужно, он совершенно безопасен и, в принципе, красиво цветет. Его, может быть, наоборот, стоит выращивать и есть, потому что это очень вкусный диетический продукт. Я пробовал. Не могу сказать, что вкус великолепный — в сравнении с тем же картофелем он проигрывает вчистую. Вкус специфический.
Как у пищевого овоща, у него есть две больших проблемы. Во-первых, его очень сложно чистить, намного дольше, чем картофель. Во-вторых, он очень плохо хранится. Единственный способ его использовать — выкапывать из земли и сразу же готовить. При небольших повреждениях клубни тут же начинают гнить. Именно поэтому мы не стали в свое время топинамбуровой державой. А такие планы в Советском Союзе были: мол, засадим всю страну топинамбуром! Поскольку это очень неприхотливая культура и зимостойкая. Были даже опытные станции в советское время, на которых выращивали разные сорта топинамбура, но было доказано, что он совершенно не хранится и поэтому надежды не оправдались. С точки зрения логистики и хранения топинамбур, увы, не стал идеальным продуктом.
Как можно натравить топинамбур на борщевик
Что касается инвазивности, топинамбур действительно такое растение, которое может занимать обширные площади. Оно очень просто размножается, оно очень выносливо, оно широко распространяется там, где завелось в нарушенных сообществах. Но про топинамбур нельзя сказать, что это какое-то чудовищное инвазивное растение. Потому что, в отличие от многих других инвазий, оно не меняет состав почвы, на которой произрастает, не выделяет каких-то химических веществ, которые препятствуют росту других растений. Самый обычный сорняк, который встречается по обочинам дорог, у берегов рек и на заброшенных полях. С ним нет особых проблем, хоть он и внесен в Черную книгу инвазивных сорняков. За более чем 300 лет мы уже как-то привыкли к этому растению, оно стало нам почти родным.
Но надо понимать, что для природы топинамбур все равно неприятное инвазивное растение. Если какое-то сообщество было нарушено (из-за хозяйственной деятельности человека, каких-то природных катастроф и т. д.), то топинамбур может очень сильно усугубить ситуацию и привести к деградации. Стоит ему поселиться на этом месте, как сообщество становится монодоминантным — именно топинамбур там доминирует.
Это его свойство, кстати, можно использовать в полезных целях — для борьбы с борщевиком Сосновского. Это пока только предложение, которое обсуждается как теоретическая история: использовать одно инвазивное растение для борьбы с другим инвазивным растением. Топинамбур очень быстро растет, он очень мощный сам по себе и образует сплошные заросли. И вот предложен вариант: на полях, где есть проблемы с борщевиком, его скашивать и засаживать топинамбуром. Соответственно, топинамбур будет очень быстро расти, занимать всю эту площадь и не давать борщевику сильно разрастаться. Можно сказать, клин клином вышибают. Однако топинамбур менее опасен для природных сообществ, чем борщевик, и для человека, естественно, он тоже безопасен. Более того, эти поля в дальнейшем можно будет использовать для того, чтобы, например, пасти скот, потому что растение полезное и съедобное. Я читал, что такая идея предложена. Но не уверен, что у нас в стране сейчас быстро возьмутся за этот метод и начнут его активно использовать.
В серии материалов про инвазивные растения, которые вредят природе России, можно прочитать про борщевик Сосновского, американский клен и амброзию.