Чем полезны полеты миллиардеров в космос
С первых дней космонавтики многие люди ждали, что космос станет открытым не только для лучших представителей человечества из отрядов космонавтов и астронавтов, но и для всех платежеспособных гражданских. Но в космосе решались вопросы государственной важности, а государствам было не до развлечений.
С полетами американских шаттлов количество людей, побывавших в космосе, стало резко возрастать. Корабль вмещал до восьми человек, и навыки пилотирования были обязательны не для всех. Для шаттлов ввели отдельную должность «специалист по полезной нагрузке», которая доставалась ученым и гражданским специалистам. Предлагались проекты модификации космического самолета и для массовых туристических полетов.
Первым успешно командированным в космос можно считать летчика в отставке и сенатора Джейка Гарна, который не только стал первым действующим политиком в космосе, но и породил шутки о космической болезни. Ему было так плохо от невесомости, что впоследствии астронавты стали измерять это недомогание в гарнах. 1 гарн — это максимально тяжелое состояние, а 0 — идеальная адаптация к космическим условиям.
В Советском Союзе тоже думали об отправке в космос в командировку. Только собирались отправлять журналиста. Сначала об этом заговорил Королев, но не успел реализовать. Об этой идее вспомнили уже в 80-е годы, но помешал развал СССР. По иронии судьбы именно кризис и крушение Советского Союза оказало существенное влияние на развитие полноценного космического туристического рынка. Перестроечная и постсоветская космонавтика была вынуждена выживать и была готова возить на орбиту кого угодно, лишь бы платили.
Этим еще в 1990 году воспользовалась Япония, отправив на станцию «Мир» журналиста Тоёхиро Акияму, чей полет оплатила его телекомпания. Затем услугой пользовались европейские астронавты. Для них это была государственная космонавтика, хотя для молодого «Роскосмоса» такие контракты стали просто коммерческим источником дохода. Сотрудничество с НАСА оказалось более плодотворным. Американцы платили охотно не только за извоз до орбиты, но и за достройку «Мира» и начало создания будущей МКС.
Официальный первый космический турист Деннис Тито заплатил $20 млн за семидневный полет на российский сегмент МКС в 2001 году. С этого момента можно отсчитывать начало космического туризма. После Тито было еще семь космических полетов по постоянно возрастающей цене. Первой женщиной-туристом в космосе стала Ануше Ансари, а Чарльз Симони слетал дважды, заплатив $35 млн за каждое десятидневное приключение.
С 2011 года прекратились полеты шаттлов, так что все свободные места на российских «Союзах» выкупались НАСА по программе МКС. В то время США уже переживали бум частной космонавтики. Компания SpaceX появилась в 2002 году, Blue Origin — в 2000-м. Серьезно поднять авторитет частных разработчиков помог конкурс Ansari X Prize. Профинансированный семьей Ансари и организованный Питером Диамандисом конкурс предлагал приз в $10 млн той команде разработчиков, которая создаст пилотируемый аппарат, способный достичь высоты в 100 км дважды за две недели.
На конкурс заявилось 26 команд из разных стран. Была даже российская Suborbital Corporation, которая предлагала запускать небольшой ракетоплан с борта высотного советского самолета «Геофизика».
Победила в конкурсе команда Scaled Composites Tier One под руководством авиационного инженера и изобретателя Берта Рутана. За $20 млн, вложенных миллионером Полом Алленом, удалось создать авиакосмическую систему из самолета-носителя White Knight и ракетоплана SpaceShipOne.
Ракетоплан несколько раз преодолевал стокилометровую отметку, в том числе и дважды за одну неделю. Победа в конкурсе была взята, хотя она и не окупала затраты. Настоящая награда пришла к разработчикам в лице нового заказчика и инвестора — Ричарда Брэнсона, владельца группы компаний Virgin. Брэнсон решил использовать такую же технологию, только увеличить и самолет-носитель, и ракетоплан для размещения шести пассажиров в салоне позади двух пилотов. Тогда, на волне успеха, казалось, что доработки сделать несложно и можно уложиться в три-пять лет, но что-то пошло не так.
Взрыв на испытаниях двигательной установки погубил трех испытателей на Земле. Выбранное твердое топливо ракетоплана оказалось проблемным и норовило разнести корабль сильными вибрациями. Едва нашли новое, более стабильное топливо, как из-за ошибки пилотирования ракетоплан порвало на куски прямо на этапе разгона. Погиб еще и пилот. Построенный на деньги штата Нью-Мексико футуристичный космопорт (на самом деле просто очень пафосный аэропорт) простаивал без дела. После многочисленных задержек и переносов в будущем проекта усомнились американские инвесторы, несмотря на проданные несколько сотен билетов. От банкротства спасали полмиллиарда долларов от арабских инвесторов, которые вложились под обещание создать второй космопорт на территории ОАЭ.
После аварии в небе подоспели бюрократические проблемы — авиарегистраторы озаботились вопросами безопасности предлагаемой услуги. Virgin Galactic пришлось потратить несколько лет на получение всех сертификатов и подтверждение соответствия всем нормам безопасности. За это время от компании отпочковалась Virgin Orbit, которая создала небольшую космическую ракету и, хоть и не с первого раза, начала запускать спутники.
Наконец, последние согласования были завершены, и Virgin Galactic в июле 2021 года запустила свой первый SpaceShipTwo с полным пассажирским салоном на высоту 86 км.
Даже такой успех не смог воспроизвести стокилометровое достижение SpaceShipOne. Зато подоспели физики с убедительными доводами в пользу того, что, в принципе, космос можно отсчитывать и с высоты 80 км. Отчасти они правы, но осадочек все же есть, особенно учитывая главного конкурента Virgin Galactic — компанию миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin.
Blue Origin создана еще раньше Virgin Galactic, и стокилометровой отметки ее изделия достигли раньше конкурента, но в беспилотном варианте. Первый успешный старт ракеты и запуск капсулы на высоту 105 км состоялся в 2015 году. После этого прошло еще 15 пусков, в которых отрабатывались различные этапы полета и нарабатывалась статистика надежности. Компания даже смогла немного заработать на испытаниях, благодаря запускам в невесомость студенческих и научных экспериментов, в том числе по заказу НАСА. А первый пилотируемый полет ракетно-космической системы New Shepard успешно прошел на две недели позже пассажирского старта Virgin Galactic.
Что же получает турист, оплативший не полноценный орбитальный космический полет, а подскок на высоту 86–105 км?
Перегрузки на старте присутствуют, хотя из-за меньшей скорости и короткого разгона они не сравнятся с орбитальными запусками «Союзов» или Crew Dragon. Зато это значительно снижает ограничения по здоровью, и тот, кого уже не возьмут в космонавты, все же получит возможность побывать в космосе хотя бы несколько секунд.
Вопреки распространенному представлению, невесомость в полете появляется не при достижении максимальной высоты, а в момент отключения ракетного двигателя, когда космический корабль переходит в режим баллистического полета. Прекращается же состояние невесомости, когда корабль входит в плотные слои атмосферы и начинает тормозить о них. То есть невесомость возникает в состоянии свободного падения, куда бы оно ни проходило — вверх или вниз. На МКС точно такое же падение, только параллельно земной поверхности, а сила притяжения Земли там всего на 6% меньше нашего.
В иллюминатор космического туристического корабля пассажир увидит черное небо, яркое солнце и тонкий голубой слой плотной атмосферы внизу. Если полет состоится ночью, то можно будет насладиться звездным небом, светом городов внизу, сполохами далеких зарниц и успеть взглянуть на восход солнца. Возможно, удастся увидеть полярное сияние на севере.
После пятиминутного приключения с риском для жизни у клиента Virgin Galactic или Blue Origin останется главное — сам факт пребывания в космосе, которым можно гордиться всю оставшуюся жизнь. На сегодня таким достижением могут похвастаться менее 700 человек за всю историю космонавтики. На Эверест столько за год залезает, поэтому еще долго космический полет будет оставаться предметом гордости и достижением, которое стоит своих денег. Поэтому я уверен в успешном развитии такого бизнеса и появлении новых компаний на этом рынке.
Для космонавтики это тоже важно, хотя далеко не все специалисты космической отрасли готовы признавать своими коллегами создателей этого «развлечения для богатеев».
Космический туризм может оказать полезное влияние на космонавтику по нескольким направлениям:
— развитие технологий достижения космоса — так, обе компании уже занимаются средствами орбитальной доставки на основе полученного «туристического» опыта;
— привлечение в космическую отрасль новых инвестиций и повышение экономического потенциала космонавтики в целом;
— популяризация космонавтики и перевод космического полета из разряда элитарного и недоступного в дорогое, но возможное для многих дело.
Некоторый эффект такие запуски могут оказать и на науку — например, в исследовании верхних слоев атмосферы или проведении испытаний в невесомости.
Если спрос на космический туризм окажется стабильным и растущим, можно ожидать появления и повышения спроса на еще более экзотичные рейсы: на околоземную орбиту по маршруту Гагарина и Титова, на МКС или будущие околоземные станции, к Луне или на Марс. Все это будет способствовать развитию космических технологий, снижать стоимость доступа в космос, а значит, способствовать его научному и экономическому освоению.
Специально для канала «Наука»