Гравитационная линза помогла найти невидимую звезду

С помощью эффекта гравитационного линзирования астрономы открыли невидимую звёздную систему.

В июле и августе 2016 года изменения в яркости одной отдалённой звезды заинтересовали астрономов. Скорее всего, гравитация невидимого объекта искривляла ткань пространства-времени, усиливая свет звезды при сближении с ней. Теперь астрономы выяснили, что этим невидимым объектом была двойная звезда, расположенная на расстоянии 2,544 световых лет от Земли. Гравитационная линза была названа Gaia16aye, а сама двойная звезда была настолько тусклой, что земные телескопы были не в состоянии её рассмотреть. Тем не менее, основываясь на том, как гравитация звезды усиливает свет, астрономы смогли рассчитать массу невидимой звезды, расстояние до неё и орбиту системы.

Система двойных звёзд, названная 2MASS19400112 + 3007533, состоит из двух красных карликов, которые совершают оборот вокруг общего центра тяжести каждые 2,88 земных года. По словам исследователей, метод линзирования мог бы послужить для обнаружения других скрытых массивных объектов в нашей галактике. Скрытый объект производит гравитационную линзу, которая возникает, когда гравитация объекта переднего плана заставляет пространство-время изгибаться, увеличивая то, что находится позади него. В больших масштабах это позволит изучать удалённые от Земли объекты, но линзы меньшего размера также могут быть полезны.

Фото: Maciej Rębisz