Живые организмы найдены в неожиданно экстремальном месте

В последние годы учёные всё чаще находят микроорганизмы, которым удаётся выживать в самых неожиданных и экстремальных средах обитания. Одни из таких экстремофилов найдены глубоко под морским дном, в нижней части коры планеты. Исследование опубликовано в  журнале Nature.

Как отмечают микробиологи, нижняя часть океанической коры нашей планеты является одним из последних рубежей поиска жизни на Земле. Группа учёных проанализировала образцы горных пород из подводного хребта в Индийском океане. Восходящая магма в этих местах вытолкнула слои земли над линией разлома, обнажив нижнюю кору над океаном. Это дало учёным доступ к геологическому слою, обычно скрытому под базальтовыми породами верхней коры. В охлаждённой магме (габбро), взятой на глубине в 750 метров ниже дна океана, исследователи нашли редких и самых разнообразных микробов, которым каким-то образом удавалось существовать в этих суровых условиях.

Среди найденных организмов учёные обнаружили цианобактерии вида Chroococcidiopsis, которые известны своей способностью жить в экстремальных условиях, а также бактерии Pseudomonas, осуществляющие свой метаболизм разными способами. Однако анализ активности ферментов, липидных биомаркеров и экспрессии генов позволил исследователям определить, что некоторые организмы всё-таки зависят от расщепления органического вещества. Скорее всего, они питаются отходами органических молекул, которые просачиваются в воду через трещины в океанической коре. Некоторые бактерии способны накапливать углерод в своих клетках, в то время как другие могут извлекать его из твёрдых углеводородов. По словам экспертов, необычная находка расширяет представления об углеродном цикле Земли.

О другом необычном животном-экстремофиле недавно сообщал канал «Наука».

Фото: увеличенное изображение образца нижней части океанической коры с органическими сростками (Frieder Klein / WHOI)