Найдена «чудо-курица», пережившая динозавров

Окаменелость птицы эпохи динозавров раскрывает загадку происхождения современных птиц.

Самая древняя окаменелость предка современных птиц, датируемая эпохой динозавров, была обнаружена международной группой палеонтологов. Окаменелость, прозванная «чудо-курицей» (или Asteriornis официально), представляет собой почти целый череп. Эксперты считают, что эта птица обитала на планете за миллион лет до удара астероида, который уничтожил всех крупных динозавров (66,7 миллиона лет назад). Останки могут помочь прояснить, почему птицы пережили массовое вымирание в конце мелового периода, а гигантские динозавры — нет. Детальный анализ черепа показал, что в нём сочетаются многие черты, общие для современных курообразных и гусеобразных птиц. Вероятно, «чудо-курица» была близка к последнему общему предку современных кур и уток.

Окаменелость была найдена в известняковом карьере недалеко от бельгийско-голландской границы, что делает её первой современной птицей эпохи динозавров, найденной в северном полушарии. Ископаемое также позволяет представить, какими были современные птицы на начальных этапах их эволюционной истории: довольно мелкими, обитающими на земле недалеко от берега моря. Полный текст исследования можно прочитать в журнале Nature.

О другом миниатюрном родственнике птиц и динозавров читайте в материале канала «Наука».

Фото: Phillip Krzeminski