Ученые объяснили клеточный механизм, делающий пожилых более уязвимыми для COVID-19

Исследование американских биологов.

Пожилые люди больше подвержены воздействию SARS-CoV-2, потому что с возрастом уменьшается количество микроРНК, ответственных за борьбу с вирусами.

Таковы результаты исследования американских биологов, опубликованные в журнале Aging and Disease, сообщает РИА «Новости».

МикроРНК — это короткие некодирующие РНК, которые играют важную роль в способности человека реагировать на вирусы. При попадании вируса в организм эти молекулы фиксируют и разрезают его РНК, не давая ему встраиваться в геном здоровых клеток.

Как выяснили исследователи, с возрастом, а также при некоторых хронических заболеваниях число микроРНК уменьшается, поэтому пожилые и люди с хроническими заболеваниями сердца, легких, печени и почек, с ожирением, диабетом, а также с ослабленной иммунной системой и онкобольные тяжелее переносят COVID-19.

Компьютерное моделирование на основе полученных данных позволило ученым выявить 848 микроРНК, которые нацелены на геном SARS-CoV (возбудитель атипичной пневмонии 2002 года), и 873 микроРНК, взаимодействующих с геномом SARS-CoV-2. При этом 558 микроРНК, борющихся с SARS-CoV, были также эффективны против SARS-CoV-2, в то время как 315 микроРНК были уникальными для SARS-CoV-2, а 290 связывались только с вирусом SARS-CoV.

В 29 образцах SARS-CoV-2, собранных в разных странах мира, 19 имеют идентичные микроРНК, что, по мнению учёных, позволяет надеяться на возможность создания универсального препарата или вакцины на основе микроРНК.

«Я считаю, что существует ключевой набор микроРНК, которые важны для запуска нормального ответа, который сделает пожилых пациентов менее восприимчивыми к коронавирусу, — говорит руководитель исследования Карлос Исалес (Carlos Isales), глава отдела эндокринологии Медицинского колледжа Джорджии. — Обычно иммунные клетки уничтожают вирусы, но при большой вирусной нагрузке в организме возникает резкий воспалительный ответ, который в итоге приводит к цитокиновому шторму, разрушающему органы, а не защищающему их».

Ученые планируют продолжить свои исследования, чтобы убедиться, что результаты лабораторных испытаний на животных подтвердят данные, полученные путем компьютерного анализа человеческих микроРНК.

Также ученые приблизились к пониманию того, почему разные страны по-разному переносят COVID-19.