Биологи выявили механизм, превративший растения в хищников

Растениям пришлось измениться, чтобы выжить на бедных почвах.

Около 70 миллионов лет назад некоторые растения превратились в мясоедов из-за генетической аномалии.

Результаты исследования опубликованы в Current Biology, кратко о нем пишет Live Science.

Чтобы изучить эволюцию плотоядных растений, международная команда ботаников и биологов во главе с Йоргом Шульцем из Университета Вюрцбурга (Германия) сравнила геномы и анатомию трех современных хищных растений – росянки, венериной мухоловки и альдрованды.

Росянка ловит насекомых, привлекая их своими липкими выделениями, мухоловка захлопывает листья, а альдрованда плавает в воде и захватывает листьями мелких ракообразных и насекомых. Все эти растения относятся к одному семейству и имеют общего предка. Учёные установили, что растения стали плотоядными в результате удвоения генома. Эволюционировал он из-за нехватки питания: гены, отвечающие за потребление питательных веществ корневой системой, «переориентировали» свое влияние на надземные органы растений, превратив их в смертельные для насекомых ловушки. «Плотоядные растения, потребляя богатую питательными веществами животную пищу, смогли отлично себя чувствовать на тощих почвах», – заключили исследователи.

Ранее группа ученых выяснила, как хитрый цветок ловит мух на запах умирающих пчёл.