Установлен новый признак обитаемости экзопланет

Пыльная атмосфера делает многие планеты потенциально пригодными для жизни, установили исследователи из Эксетерского университета​ (Великобритания). Открытие значительно увеличивает число планет, на которых может быть жизнь, и расширяет возможную зону обитаемости. ​

Исследование опубликовано в Nature Communications, кратко о нем пишет Daily Mail.

Астрономы выяснили, что планеты, которые постоянно обращены одной стороной к своей звезде и имеют пыль в атмосфере, могут быть пригодны для жизни. На темном полушарии пыль помогает прогревать атмосферу, а на дневной, напротив, делает ее прохладнее. Так же атмосферная пыль помогает планете удерживать воду. Ранее же считалось, что из-за большой разницы темератур между темным и светлым полушарием жизни на таких планетах быть не может.

Ученые просчитали влияние разного количества пыли на атмосферу аналога Земли, который вращается вокруг солнцеподобной звезды, и планеты, у которой постоянно освещена одна и та же сторона (это состояние назвается «приливным захватом»), подобной на Проксиме b, вращающейся вокруг ближайшей к нам звезды Проксимы Центавра.

Расчеты показали, что если в атмосфере планеты, похожей на Проксиме b, много пыли, разброс температур между ее «дневным» и «ночным» полушариями окажется незначительным: присутствие пыли повышает температуру на темном полушарии примерно на 30 кельвинов и понижает на 40 кельвинов на светлом.

Поскольку частицы пыли есть в атмосфере Марса, Земли и Венеры можно предполагать, что они присутствуют в атмосфере всех каменистых экзопланет, если океаны не покрывают их поверхность полностью. Однако пыль в атмосфере планет не только делает их более жизнепригодными, но и усложняет поиски следов обитаемости для человечества: часто она скрывает ключевые биомаркеры, такие как водяной пар, метан и кислород.

Особенности влияние атмосферной пыли на климат планет необходимо учитывать в дальнейших исследованиях, подчеркнули ученые.

Каким может быть контакт с внеземной цивилизацией читайте в материале канала «Наука».

Фото: Nature Communications