8000 км/с: обнаружена звезда, которая носится как угорелая вокруг черной дыры

The Astrophysical Journal (2022)
Это звезда с самым коротким периодом обращения из всех зафиксированных.

Исследователи из Кёльнского университета (Германия) и Университета имени Масарика в Брно (Чехия) обнаружили самую быструю из известных звезд, которая за рекордно короткое время огибает черную дыру.

Звезда S4716 обращается вокруг Стрельца A*, черной дыры в центре нашего Млечного Пути, за четыре года и достигает скорости около 8000 километров в секунду. S4716 приближается к черной дыре на 100 астрономических единиц (одна а.е. — 149 597 870 км). По космическим меркам это небольшое расстояние.

Исследование опубликовано в Astrophysical Journal, о нем пишет Рhys.org.

В окрестностях черной дыры в центре нашей галактики находится плотно упакованное скопление звезд. Оно называется скоплением S и является домом для более чем сотни звезд, различающихся по своей яркости и массе. Например, одна из звезд, S2, заслоняет окрестности черной дыры.

«S2 ведет себя как большой человек, сидящий перед вами в кинотеатре. Поэтому вид на центр нашей галактики часто закрывается. Однако в короткие моменты мы можем наблюдать окрестности центральной черной дыры», — сказал доктор Флориан Пайскер, ведущий автор нового исследования.

Благодаря постоянному совершенствованию методов анализа, а также наблюдениям в течение почти двадцати лет, ученый теперь, без сомнения, идентифицировал звезду, которая проходит вокруг центральной сверхмассивной черной дыры всего за четыре года. Всего за звездой наблюдали пять телескопов, причем четыре из этих пяти были объединены в один большой телескоп, чтобы обеспечить еще более точные и подробные наблюдения.

«Нахождение звезды на стабильной орбите так близко от сверхмассивной черной дыры было совершенно неожиданным и знаменует собой предел, который можно наблюдать с помощью традиционных телескопов», — сказал Пайскер.

Более того, открытие проливает новый свет на происхождение и эволюцию орбит быстро движущихся звезд в сердце Млечного Пути.

«Короткопериодическая компактная орбита S4716 вызывает недоумение. Звезды не могут формироваться вблизи черной дыры. S4716, скорее всего соскользнула со своей орбиты», — сказал Михаэль Заячек, астрофизик из Университета имени Масарика в Брно.