Антропологи выяснили, зачем людям нужны сплетни

Причем роль сплетен в обществе одинакова и для офисных работников из США, и для африканских фермеров.
Shutterstock

Успешность людей зависит от репутации, независимо от страны, культуры и уровня образования, показало исследование ученых из Университета штата Вашингтон (США). Научная статья вышла в журнале Evolution and Human Behavior.

В серии экспериментов антропологи обнаружили, что разговоры о человеке за его спиной влияют на то, готовы ли другие дать ему некий ресурс. Исследователи провели онлайн-эксперимент со 120 участниками, работающими в офисе в США и Индии, а также с 40 людьми нганду — народа, живущего фермерством в Центральной Африке.

В данном случае под словом «сплетни» подразумевается обмен информацией о поведении человека в его отсутствие. То есть разговоры могут быть как осуждающими, так и одобрительными.

Антропологи считают сплетни неотъемлемой чертой каждого человеческого общества, но не очень ясно, какую именно функцию выполняют обсуждения «за глаза» в обществе. Новое исследование показывает прямую связь между сплетнями и вероятностью получения дополнительных ресурсов.

В эксперименте людям предлагали два сценария: рабочий и семейный. В рабочем офисным сотрудникам предлагали принять решение о премировании коллеги, в семейном — подарить ли родственнику дорогую реликвию. Фермерам нганду предлагали дополнительно наградить наемного работника или подарить родственнику красивую одежду. Перед этим всем рассказывали о каждом потенциально одариваемом истории: как он вел себя в разных ситуациях.

Результат был одним и тем же: участник эксперимента готов был поделиться с кем-то гораздо охотнее, если про человека рассказывали хорошее.