Астрономы наблюдают за смертью самой большой звезды Млечного Пути

NASA / ESA / Hubble / R. Humphreys, University of Minnesota / J. Olmsted, STScI
Ученые еще на шаг приблизились к пониманию того, как образуются черные дыры.

Астрономы из Аризонского университета (США) разработали очень сложную компьютерную модель звезды VY Canis Majoris (VY Большого Пса), сообщает Universe today. Это красный гипергигант, который считается самой большой звездой Млечного Пути. Ученые собираются использовать эту модель, чтобы предсказать, как звезда умрет.

Сама звезда массивна, размером от 10 до 15 астрономических единиц (среднее расстояние между Землей и Солнцем — 1 а.е.). Она находится всего в 3009 световых годах от Земли.

Экстремальные звезды-гипергиганты, очень редки, и лишь немногие из них находятся в Млечном Пути. Это, например, Бетельгейзе, вторая по яркости звезда в созвездии Ориона, и NML Лебедя. В отличие от звезд с меньшими массами, которые с большей вероятностью раздуваются при переходе в фазу красных гигантов, но в целом сохраняют сферическую форму, гипергиганты образуют сложные, очень неправильные структуры, состоящие из дуг, сгустков и узлов.

Фото: Wikipedia.org

Одним из фундаментальных процессов смерти звезды является потеря массы. Обычно это происходит, когда газ и пыль равномерно выдуваются из фотосферы звезды. Однако на VY Canis Majoris есть масштабные детали, похожие на корональные дуги Земли, но в миллиард раз более массивные.

Исследователи собрали радиосигналы, испускаемые материалом, который выбрасывается в космос во время этих извержений. Это позволило определить скорость выброса, а значит, его состав. В будущем это поможет понять, какие процессы идут внутри звезды и как закончится ее жизнь. Для этого пришлось собрать более терабайта данных.

В последнее время ведутся споры о том, как умирают красные гипергиганты. Первоначально астрономы думали, что они просто взрываются сверхновой, как и многие другие звезды.

«Однако механизмы, с помощью которых звезда теряет массу, по-видимому, отличаются от механизмов более мелких звезд, вступающих в фазу красного гиганта в конце их жизни. Теперь мы думаем, что гипергиганты могут незаметно превратиться в черные дыры», сказала одна из руководителей проекта Люси Зиурис.