Названо безопасное для ребенка время с гаджетами

Изучалась связь длительности пользования гаджетами и развития у детей саморегуляции, то есть умения контролировать свои эмоции, познавательные процессы и поведение.
Shutterstock

Именно этот навык лежит в основе адаптации к школьному обучению и социальной успешности.

Ученые из МГУ им. М. В. Ломоносова и Российской академии образования (РАО) опубликовали результаты исследования в European Journal of Psychology of Education, сообщили в МГУ. Психологи провели опросы более 3000 родителей и более 800 детей. Оказалось, в возрасте семи-десяти лет самый высокий уровень саморегуляции наблюдается у тех детей, которые пользуются гаджетами один-два часа в день, а не у тех, кто делает это меньше часа.

«Для каждого возраста есть оптимальное время использования гаджетов. Полное исключение ребенка из цифровой среды в современных условиях также негативно для его развития. Дело в том, что содержание общения, игр детей во многом определяется сейчас цифровым контентом. Не обладая им, дети теряют возможность находить общие темы со сверстниками», — отметил заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, академик РАО Александр Веракса.

Вместе с тем у детей шести-семи лет, пользующихся гаджетами один-два раза в неделю, более высокий уровень саморегуляции и гибкости мышления по сравнению с ровесниками, которые проводят время перед экраном каждый день.

Однако чаще всего дети сидят в гаджетах гораздо больше. По статистике, в среднем экранное время ребенка в возрасте двух-четырех лет — около двух с половиной часов в день, для детей пяти-восьми лет — более трех часов в день. Ученые рекомендуют не допускать детей до двух лет к любому взаимодействию с гаджетами — это может плохо повлиять на эмоциональное, личностное и когнитивное развитие.

Кроме того, психологи изучили, как разные способы взаимодействия с гаджетами влияют на речевое развитие. Пассивно проведенное время перед экраном ребенком пяти-шести лет (например, за просмотром видеороликов) плохо сказывается на способности обрабатывать вербальную информацию. Так что для развития речевой сферы больше подходят программы и приложения, которые требуют от ребенка активного взаимодействия с экраном.

Еще один важный вывод: просмотр несоответствующего возрасту контента младшими школьниками приводит к бедному словарному запасу. Соответствующие возрасту качественные, хорошо продуманные обучающие видеоматериалы и приложения, наоборот, способствуют развитию языковых навыков и грамотности.

Дети младше двух — двух с половиной лет не усваивают новые слова из видео, если родители не используют эти слова в повседневном общении. Лучше всего слова из видео в этом возрасте усваиваются, если после просмотра родители задают ребенку вопросы и просят пересказать отрывки сюжета.

Эксперты также отмечают, что с возрастом экранное время дошкольников увеличивается из-за того, что родители меньше контролируют досуг детей. Например, по результатам опроса 88% малышей в возрасте шести-семи лет самостоятельно пользуются цифровыми устройствами. Родители часто не знают, что именно делают их дети, когда используют гаджеты.

При этом «перегруженный» цифровой контент затрудняет обучение. Так, «цифровые книги» для детей с интерактивными визуальными или звуковыми эффектами могут снижать понимание ребенком содержания. Дети отвлекаются на дополнительные эффекты, и общение между ребенком и родителем уменьшается.

«Родителям важно участвовать в выборе мультфильмов, приложений и видеоигр для детей и тщательно отслеживать, с какой информацией малыши встречаются в интернете. Именно особенности контента играют решающую роль для развития ребенка. Результаты проведенного нами исследования показали, что сейчас не родители, а именно ребенок — инициатор просмотра того или иного контента. Эти данные нельзя оставлять без внимания», — сказала научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Маргарита Гаврилова.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации