Блогер поспорил с физиком на $10 000, что ветряная машина может двигаться вдвое быстрее, чем дует ветер, и выиграл пари
Видеоблогер Дерек Мюллер и профессор Калифорнийского университета Александр Кусенко поспорили на $10 000 о том, может ли ветряная машина ехать быстрее ветра.
Как рассказывает Business Insider, история началась с того, что Мюллер опубликовал видео о машине Blackbird, которая работает от энергии ветра. Машина, созданная бывшим аэрокосмическим инженером Риком Кавалларо, уникальна тем, что может в течение длительного периода двигаться прямо по ветру быстрее, чем сам ветер.
Идея о том, что транспортное средство может двигаться прямо по ветру и быстрее, чем ветер, безусловно, является спорной. Об этом заявил Александр Кусенко, раскритиковав видео и объявив, что оно нарушает законы физики.
Мюллер предложил заключить пари на $10 000, профессор согласился, и в последующие недели они обменивались данными и дискутировали о Blackbird. В качестве арбитров были приглашены популяризаторы науки Билл Най и Нил де Грасс Тайсон.
Кусенко провел часовую лекцию, объясняя, почему он был уверен, что видеоблогер где-то ошибается. Профессор считал, что Blackbird, скорее всего, разогнался благодаря порывам ветра.
Мюллер же отправил Кусенко данные с заезда по дну озера Эль-Мираж в Аризоне. Во время этой поездки Blackbird разогнался более чем за две минуты — это было бы невозможно, если бы машина полагалась на спорадические порывы ветра.
Blackbird достиг скорости 45 км/ч при попутном ветре 16 км/ч.
Мюллер также пригласил Ксилу Фокслин, коллегу по YouTube, чтобы протестировать аналогичную модель на беговой дорожке. Фокслин показала, что ее ветряная модель может двигаться быстрее ветра.
Секрет Blackbird, объяснил ее разработчик Рик Кавалларо, заключается в том, что как только ветер приводит машину в движение, ее колеса начинают вращать лопасти пропеллера — они соединяются с лопастями цепью. По мере ускорения транспортного средства колеса вращают гребной винт все быстрее, а лопасти действуют как вентилятор, отталкивая больше воздуха за машину и толкая ее вперед.
Кавалларо и его команда разработали Blackbird в 2010 году при поддержке Google и Joby Energy. Команда продемонстрировала, что машина может двигаться по ветру в 2,8 раза быстрее, чем ветер, и этот рекорд подтвержден Североамериканской ассоциацией наземного парусного спорта.
Профессор был вынужден формально признать, что машина «временно движется немного быстрее ветра», и заплатил Мюллеру. Кавалларо предложил ему еще одно пари, чтобы физик изменил эту формулировку, но Кусенко не ответил.