Изучен червь, который восстанавливает тело, «откатывая» клетки до стволовых

Исследование морского червя раскрывает молекулярные механизмы регенерации, которые могут послужить ключом к будущему прогрессу в медицине.
Wikipedia

Ученые стремятся раскрыть секреты регенерации других видов, чтобы использовать эти знания для лечения людей. Недавнее исследование морского червя Platynereis dumerilii дало новые важные данные. Эти черви способны восстанавливать утраченные части тела благодаря способности специализированных клеток вблизи раны возвращаться в свое первоначальное состояние, то есть превращаться в стволовые, а затем снова специализироваться. Так животное выращивает новую ткань взамен утраченной. Авторы выявили, как черви «откатывают» состояние клеток, чтобы затем перепрограммировать их. Об открытии сообщает Университет Вены (Австрия), научная статья вышла в Nature Communications.

С человеческими клетками ученые лишь недавно научились это делать в лаборатории. Перепрограммирование человеческих клеток — передовая научная область, обещающая значительный прогресс в медицине.

Исследователи использовали два передовых генетических метода анализа — секвенирование РНК одиночных клеток и мозаичную трансгенезу,— чтобы выяснить, как клетки ведут себя и изменяют свои состояния.

«Мы обнаружили как минимум две разные популяции стволовых клеток — одни регенерируют эпидермис и нейроны, а другие формируют мышцы и соединительную ткань», — говорит молекулярный биолог Леони Адельманн.

Наши тела обладают удивительными восстановительными способностями, но серьезные травмы, болезни и старение накладывают ограничения на регенерацию. Процесс дедифференциации, наблюдаемый у этого червя и у других видов, может помочь преодолеть эти ограничения.

«Концепция дедифференциации была предложена более 60 лет назад, но тогда у исследователей не было инструментов для ее проверки. Теперь у нас есть инструменты для понимания дедифференциации на молекулярном уровне, что закладывает основу для будущих исследований», — говорит молекулярный биолог Флориан Райбле из Венского университета.