Умственные усилия действительно вызывают стресс и раздражение — исследование

Shutterstock
Думать — это на самом деле может быть больно. «Когда люди вынуждены прикладывать значительные умственные усилия, их нужно поддерживать или вознаграждать».

Если кто-то жалуется, что думать — это больно, он может, в каком-то смысле, быть прав, согласно исследованию, опубликованному в Psychological Bulletin.

«Наши результаты показывают, что в целом, люди действительно не любят умственные усилия», — объясняет старший автор исследования Эрик Бийлевельд, доктор философии из Университета Радбауда (Нидерланды).

Исследователи провели мета-анализ 170 исследований, опубликованных между 2019 и 2020 годами, охватывающих 4670 участников, чтобы изучить, как люди переживают умственные усилия. В исследованиях принимали участие различные группы людей (например, сотрудники здравоохранения, военнослужащие, любители спорта, студенты) из 29 стран, решавшие 358 когнитивных задачах (например, изучение новой технологии, ориентирование в незнакомой среде, тренировка ударов в гольфе, игра в виртуальную реальность). Во всех исследованных случаях участники сообщали об уровне прилагаемых усилий и степени переживания неприятных ощущений, таких как разочарование, раздражение, стресс.

Во всех группах и задачах было выявлено, что чем больше умственных усилий требовалось для выполнения задачи, тем больше неприятных ощущений испытывали участники.

«Это важно учитывать профессионалам, таким как инженеры и педагоги, при разработке задач, инструментов, интерфейсов, приложений, материалов или инструкций. Когда люди вынуждены прикладывать значительные умственные усилия, вам нужно поддерживать или вознаграждать их за усилия», — говорит Бийлевельд.

Интересным открытием стало то, что связь между умственными усилиями и неприятными ощущениями была менее выражена в исследованиях, проведенных в Азии по сравнению с Европой или Северной Америкой.

Это подтверждает идею о том, что неприятные ощущения от умственных усилий могут зависеть от опыта обучения людей. Старшие школьники в азиатских странах, как правило, проводят больше времени за партой, чем их европейские или североамериканские сверстники, и могут научиться выдерживать более высокие уровни умственного напряжения на ранних стадиях жизни.

Более важным является наблюдение, что, несмотря на неприятный характер умственно сложных задач, люди все же добровольно их выполняют.

«Например, почему миллионы людей играют в шахматы? Умственные усилия в некоторых видах деятельности приводят к вознаграждению. Если выгоды перевешивают затраты, люди получать удовольствие. Тем не менее, когда люди выбирают умственно сложные виды деятельности, это не должно восприниматься как признак того, что они наслаждаются сами по себе. Возможно, люди выбирают умственно сложные задачи вопреки, а благодаря», — объяснил Бийлевельд.