Исследование оценило влияние жилищных условий школьников на их успеваемость

За все 11 лет обучения английские школьники, проживающие в стесненных или неблагоприятных условиях, пропускают на 15 учебных дней больше, чем их живущие в комфорте сверстники. Таковы результаты исследования, опубликованные в Journal of Epidemiology & Community Health. Его авторы приходят к выводу, что улучшение условий жизни — в частности, снижение скученности и сырости, а также модернизация систем отопления — может положительно сказаться не только на здоровье детей, но и на их успеваемости.
Они приводят удручающую статистику: условия проживания каждой седьмой семьи на Туманном Альбионе не соответствуют официальному стандарту достойного жилья. Очевидно, это не лучшим образом сказывается на здоровье детей; влияние же квартирного вопроса на школьную успеваемость до сих пор толком не изучалось.
В основу исследования легли данные 8992 участников общенационального репрезентативного исследования Millennium Cohort Study 2000–2002 года рождения, которые учились в государственных школах Англии. Качество жилья (на тот момент, когда им было семь лет) рассчитывалось на основе шести ключевых показателей:
- тип жилого помещения;
- этаж;
- доступ к саду;
- сырость;
- отопление;
- скученность.
Жилищные условия сопоставили с процентом пропущенных школьных дней и стандартизированными результатами тестов по математике и английскому языку в возрасте 7, 11 и 16 лет из Национальной базы данных об учащихся.
В среднем дети пропускали 5% (86 дней) обязательного школьного обучения — с 1 по 11 класс. Приблизительно 16% из них жили в жилье плохого качества, которое определялось как соответствующее как минимум двум из шести показателей.
После учета потенциально влияющих факторов, включая уровень образования родителей и этническую принадлежность, анализ данных показал, что дети, живущие в жилье плохого качества, пропускали больше учебных дней и получали худшие оценки, чем их сверстники, которым повезло жить в комфорте.
Эти дети пропускали в среднем почти на 1,5 школьных дня больше в каждом учебном году; самыми выраженными факторами оказались сырость, скученность и проживание в квартире.
Баллы по тестам по математике и английскому языку в начальной и средней школе были на 0,07–0,13 пункта (2–5%) ниже у хуже живущих детей — что в основном обусловлено скученностью и, в меньшей степени, отсутствием центрального отопления.
Это обсервационное исследование, поэтому нельзя делать однозначных выводов о причинно-следственной связи. Тем не менее, исследователи предлагают правдоподобное объяснение: сырость повышает риск респираторных заболеваний, скученность тоже, плюс мешает выполнению домашних заданий и порождает поведенческие проблемы,
«Улучшение жилищных условий, особенно снижение уровня сырости и скученности, а также модернизация систем отопления и энергоэффективности, могут принести значительную пользу», — резюмируют исследователи.
Они подсчитали, что Национальная служба здравоохранения Великобритании тратит до 1,4 млрд фунтов стерлингов (1,6 млрд евро) на лечение, связанное с последствиями проживания в плохих жилищных условиях.




