Сплетни требуют серьезных умственных вычислений: научное исследование

По словам ученых, результаты эксперимента ставят под сомнение представление о сплетнях как о чем-то примитивном.
Roman Samborskyi/Shutterstock/FOTODOM

Новое исследование ученых из Университета Брауна (США) показывает, что сплетни — это не просто болтовня, а результат сложных умственных вычислений. Каждый раз, решая, с кем поделиться информацией о другом человеке, наш мозг оценивает социальную сеть, в которой мы находимся, и предсказывает, как именно может распространиться эта информация. Результаты исследования опубликованы в Nature Human Behaviour.

Сплетни — это почти наука

По данным исследования, проведенного при поддержке Национального научного фонда США, сплетни составляют значительную часть повседневного общения. Ученые определили сплетни как разговоры о человеке, который не присутствует при обсуждении.

Но в реальной жизни — даже в небольшой компании — возможны тысячи вариантов того, кто с кем связан. Поэтому, если человек хочет поделиться новостью, но не рисковать тем, что объект обсуждения об этом узнает, он должен интуитивно понять, с кем можно говорить, а с кем нет.

Как мозг вычисляет, кому можно сплетничать

Фото: Roman Samborskyi/Shutterstock/FOTODOM

В эксперименте участникам показали вымышленную социальную сеть из девяти человек и попросили решить, с кем бы они поделились сплетней о третьем человеке. Оказалось, что люди принимали решение, основываясь на двух факторах:

  • cоциальная дистанция: насколько близко собеседник связан с человеком, о котором идtт речь;

  • популярность: сколько прямых социальных связей (друзей) у этого человека.

В результаты сплетни чаще делились с теми, кто популярен, но не тесно связан с объектом обсуждения. Такая стратегия позволяет максимально распространить информацию и минимизировать риск того, что она дойдет до самого обсуждаемого.

Как объясняет автор исследования, профессор Ориэль Фельдман-Холл:

«Мы опираемся на два важных фактора: насколько человек популярен и насколько он отдален от того, о ком идет речь. Это позволяет людям делиться новостями, не опасаясь, что они тут же попадут к тому, о ком говорят».

Проверка в реальной жизни

Эксперимент повторили с почти 200 студентами Университета Брауна, живущими в общежитии. После изучения реальных связей между участниками исследователи попросили некоторых из них спрогнозировать, кто узнает ту или иную новость. И снова — участники успешно предсказывали «маршрут» слуха, используя те же принципы социальной дистанции и популярности.

Как наш мозг прокладывает «маршрут» для сплетен

Ученые предположили, что мозг человека создает упрощенную ментальную карту социальной сети, подобно тому, как социальные платформы анализируют связи между пользователями для прогнозирования вирусного контента.

Один из авторов работы, Ся, объяснил:

«Мозг сжимает наблюдения — например, “Анастасия пила кофе с Максимом, а Максим дружит со Светой” — в карту, позволяющую предсказать, кто что может узнать, даже если между этими людьми несколько шагов».

По словам ученых, это исследование бросает вызов распространенному мнению о сплетнях как о чем-то примитивном. По словам Фельдман-Холл:

«Наш мозг тратит столько ресурсов на то, чтобы наши сплетни не попали в чужие уши, что это говорит не о поверхностности сплетен, а о сложности и тонкости человеческого мышления. Мы словно решаем математическую задачку».

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram