Исследование показало, как воспринимают веселую и грустную музыку люди разных культур

Кажется ли аборигенам с Папуа-Новой Гвинеи веселой та же музыка, что и жителям Сиднея?
Shutterstock

Новое исследование Университета Западного Сиднея показало, что восприятие мажорных и минорных мелодий — то, что в западной культуре принято называть «веселой музыкой» и «грустной музыкой», — не универсально и обусловлено культурными ассоциациями.

Научная статья опубликована в журнале PLOS ONE, об исследовании рассказывает Рhys.org.

Ученые работали с несколькими сообществами в Папуа-Новой Гвинее, которые имели разные возможности слушать западную музыку. Коренным жителям давали послушать разную музыку, мажорную и минорную, и спрашивали, какая веселее. Затем исследователи повторили музыкальный эксперимент с жителями Сиднея, причем в одной группе были музыканты, а в другой люди, которые не умеют играть на инструментах.

Результаты показали, что участники из Австралии явно называли веселыми именно мажорные мелодии и аккорды. Участники эксперимента с Папуа-Новой Гвинеи, в некоторой степени знакомые с западной музыкой, делали выбор менее уверенно. А вот почти не знакомые с западной музыкой люди не показывали заметной ассоциации с мажорными аккордами и эмоциональным восприятием веселья.

«Каждый фильм или телешоу, которые мы смотрим, сопровождается саундтреком, усиливающим эмоциональные сцены. В разных жизненных ситуациях вокруг нас звучит разная музыка, которая считается уместной. Как правило, мажорные аккорды используются в счастливых и оптимистичных сценах, а минорные аккорды обычно передают ощущение беспокойства и печали. Именно эти ассоциации могут сформировать у нас восприятие мажорной музыки как более веселой, а минорной — как более грустной. У людей, которые незнакомы с западной культурой, таких ассоциаций просто нет», — сказал доктор Эндрю Милн, один из авторов исследования.