Найдено решение головоломки о мюонах в космических лучах

ECNU: излишек мюонов в космических лучах связан с образованием глюонного конденсата
Физики объяснили, как космические лучи выбивают из земной атмоферы так много мюонов.
Simon Swordy (U. Chicago), NASA

Каждую секунду миллионы высокоэнергетических космических лучей, движущихся почти со скоростью света, бомбардируют верхние слои атмосферы Земли, где сталкиваются с ядрами атомов азота, кислорода и аргона. Эти ядра взрываются с образованием множества новых частиц, таких как пионы, каоны и другиме мезоны. Затем эти частицы распадаются, превращаясь преимущественно в мюоны — тяжелые аналоги электронов. Около 90% всех мюонов — результат распадов пионов и каонов.

Мюоны долетают до поверхности Земли, теряя небольшую часть своей энергии. Почему они успевают проделать довольно длинный путь сквозь атмосферу, несмотря на короткую продолжительность жизни — отлично объясняет специальная теория относительности. А вот количество этих мюонов — около одного в минуту на квадратный сантиметр, с чрезвычайно широким энергетическим спектром и средней энергией порядка 4 ГэВ — с теорией не бьется. По результатам экспериментов на Большом адронном коллайдере и протонном суперсинхротроне в ЦЕРНе их должно быть на 30-60% меньше.

Уже несколько лет объяснение этого избытка мюонов остается настоящей головоломкой. Но, похоже, в Восточно-Китайском педагогическом университете (ECNU) нашли ее решение. Гипотеза изложена в The Astrophysical Journal.

Ее авторы предположили, что основное различие между экспериментальными данными и теоретическими моделями кроется в самой первой встрече космического луча с атмосферой — энергия этого столкновения так высока, что приводит к образованию особого состояния — глюонного конденсата.

Глюоны — это частицы, которые переносят сильное взаимодействие между кварками внутри мезонов и адронов (частиц, состоящих из нескольких кварков — например, протонов и нейтронов). При сверхвысоких энергиях столкновения глюоны могут собираться в так называемый конденсат глюонов, что влияет на появление странных кварков и антикварков, из которых образуются каоны.

Если исследователи правы в своих расчетах, глюонный конденсат должен увеличивать производство пар странных кварков, в зависимости от энергии, в 2-10 раз.

По мнению ученых, эта повышенная продукция странных кварков объясняет избыток мюонов в широких атмосферных ливнях, наблюдаемых на Земле.