По качеству человеческого капитала Россия оказалась на уровне стран первого мира
Исследователи оценили уровень человеческого капитала на основании уровня образования.
Исследование опубликовано в журнале Nature.
Человеческий капитал, то есть ресурсы, связанные со знаниями и навыками людей, является важнейшим компонентом экономического развития.
Понятие человеческого капитала было впервые введено еще в 1776 году. На протяжении десятилетий в исследованиях использовались показатели школьного образования как показатель человеческого капитала. Это относится и к самому известному на сегодняшний день индексу человеческого капитала — индексу человеческого развития (ИЧР) ООН. ИЧР — это многокомпонентный показатель для измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия в стране.
Однако использование школьного образования в качестве показателя человеческого капитала предполагает, что пребывание в школе означает учебу. Факты свидетельствуют о том, что часто это не так. Недавний анализ показывает, что шесть из десяти подростков во всем мире не могут достичь базового уровня знаний по математике и чтению. Особенно этот разрыв заметен в развивающихся странах: школьники посещают школы, но получают мало знаний.
Сопоставление метрик обучения необходимо для понимания и отслеживания формирования человеческого капитала. Все более широкое использование международных тестов достижений является важным шагом в этом направлении.
Однако такие тесты проводятся в основном в развитых странах. В новом исследовании специалисты из Всемирного банка совместно с экономистами из США и Великобритании создали глобальную базу данных по 164 странам с 2000 по 2017 год. Данные представляют 98% мирового населения. Крупномасштабное отслеживание формирования человеческого капитала с использованием этой базы данных — это новый индекс человеческого капитала Всемирного банка.
Таким образом, по качеству человеческого капитала Россия находится на уровне стран первого мира.
Изображения: N.Angrist et al.