Эмпатию можно натренировать, обнаружили психологи

Найден еще один мотив к заботе о других людях.
PeopleImages.com - Yuri A/Shutterstock/FOTODOM

Когда наша забота делает кого-то счастливее — это сближает с ним. Таковы неожиданные выводы нового исследования в Psychological Science: эмпатия — не просто врожденная черта характера — ее можно тренировать.

Эксперименты в Колледже литературы, искусств и наук Дорнсайф Южно-Калифорнийского университета (USC Dornsife) показали, что люди стремятся больше помогать кому-то не из-за общих ценностей или опыта, а потому, что начинают воспринимать радость объекта заботы как личное вознаграждение.

Выявленный эффект едва заметный, но значимый — и сохраняется даже без дополнительных стимулов.

«Это социальный аналог классического эксперимента Павлова. Как собака учится выделять слюну при звуке колокольчика, предвещающего еду, наш мозг может научиться испытывать удовольствие, когда счастлив другой», — объясняет психолог Леор Хакель из USC Dornsife.

Эмоциональное подкрепление

Чтобы проверить теорию, исследователи разработали серию экспериментов. Участники наблюдали за мультяшным персонажем, переживающим повседневные радости и неудачи — например, игру с собакой или падение с велосипеда. После каждой сцены на экране появлялось число, обозначающее личный выигрыш или потерю очков для участника. Со временем те, кто регулярно получал вознаграждение в моменты радости персонажа, начали бессознательно связывать его эмоции со своей выгодой.

Затем, когда этим испытуемым показывали новые сцены с тем же персонажем, они сообщали о более сильном сопереживании — даже без вознаграждения. Участники также активнее старались «заработать» очки, видя положительные эмоции персонажа, что указывало на мотивационную силу этой связи.

Фото: Zhang, Y., & Hackel, L. M. / PsyArXiv
В эксперименте 1a каждое изображение представляет собой уникальное жизненное событие, связанное либо с положительными, либо с отрицательными эмоциями.
В эксперименте 1b использовались похожие изображения, где главным героем была одна из двух женщин.
Лица персонажей намеренно не прорисованы, чтобы участники не могли обучаться, опираясь на конкретные черты лица, например улыбку.

Эмпатия vs. личная выгода

В последнем эксперименте участники выбирали цифровые подарочные карты для персонажа, зная, какие ему понравятся, а какие — нет. Иногда выбор приятного подарка уменьшал их собственные очки. Даже в этом случае те, кто научился ассоциировать счастье персонажа с наградой, чаще жертвовали своими баллами — или дольше колебались перед эгоистичным выбором. Это показало: эмоциональное обучение влияет не только на чувства, но и на действия.

Среда формирует сострадание

Исследователи утверждают, что результаты помогают понять, почему эмпатия чаще развивается в кооперативных средах — например, в классах, семьях или командах, где успех одного приносит пользу всем. В конкурентных условиях, где чужой выигрыш означает ваш проигрыш, эмоциональные связи формировать сложнее.

«Понимание механизмов эмоциональных связей может помочь в создании ИИ с более человечными реакциями. Но также оно напоминает, насколько эмпатия зависит от социального контекста — и как мы можем на нее влиять», — резюмировал ведущий автор исследования И Чжан из USC Dornsife.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram