У феномена парейдолии оказалась неожиданная гендерная предвзятость

Shutterstock
Психологи подсчитали, какие лица чаще всего мерещатся в предметах

Человеческая психика заточена эволюцией на то, чтобы воспринимать лица. Частенько мы видим лица даже там, где их нет. Этот феномен называется лицевой парейдолией.

Психологи из Университета Квинсленда (США) задались вопросом: а воспринимают ли люди в иллюзорных лицах то, что присуще лицам обычным, — пол, возраст, эмоции?

Фото: Shutterstock

«Наши результаты показали поразительную предвзятость в восприятии пола: гораздо больше иллюзорных лиц воспринимались как мужские, чем женские», — говорит исследователь психологии Джессика Тауберт из Университета Квинсленда.

Научная статья опубликована в PNAS, кратко ее излагает Science Alert.

Исследователи набрали 3815 участников для онлайн-эксперимента, попросив их просмотреть более 200 фотографий иллюзорных лиц. Участников попросили дать оценку от 1 из 10 тому, насколько легко они видели лицо, какие эмоции видели на нем, его возраст. Предлагалось также определить пол как «мужской», «женский» или «нейтральный».

В итоге люди видели на фотографиях в основном либо детей, либо молодых людей. С другой стороны, эмоции воспринимались разнообразно: в 34% случаев люди видели иллюзорные лица как счастливые, в 19% — удивленные, 19% — нейтральные и 14% — злые. Как печальные, испуганные или брезгливые лица воспринимались реже.

Но что действительно оказалось необычным, так это то, что пол этих иллюзорных лиц сильно смещен в сторону мужского.

«Масштаб этой гендерной разницы был существенным: 90% изображений иллюзорных лиц идентифицировались как мужчины, и только 9% — как женщины», — пишет команда исследователей в своей новой статье.

В целом исследование было задумано для изучения отделов мозга человека, которые отвечают за восприятие лиц, эмоций и пр. Эти участки мозга связаны с социальным восприятием и взаимодействием. Однако ученые провели массу дополнительных экспериментов, чтобы объяснить перекос восприятия в сторону мужского пола. Они анализировали род предметов на изображениях, степень угловатости иллюзорных лиц, влияние цвета фотографий. Ни один из этих факторов не объяснил то, что увидели исследователи.

Наконец, они сами создали изображения, похожие на лица, на которых невозможно определить пол, чтобы проверить, чаще ли участники просто отвечали «мужской», когда не были уверены. Гипотеза не подтвердилась: в этом случае люди воспринимали лица как женские чуть чаще.

Фото: Shutterstock

Так что до сих пор непонятно, что вызывает предвзятость восприятия, но исследователи делают некоторые предположения. Возможное объяснение в том, что мужской род в английском языке является определяющим человека по умолчанию (man значит одновременно «человек» и «мужчина»). Восприятие иллюзорного лица вызывает ассоциацию с понятием «человек», которое, в свою очередь, автоматически вызывает в голове понятие «мужской», если дополнительная информация не предполагает иного.

«Мужской пол — это пол по умолчанию для лица, если только другие визуальные детали (например, ресницы, длинные волосы, тонкие брови) не указывают на иное. Независимо от происхождения, предвзятость в парейдолии лица вызывает интересные вопросы о том, как социальные нормы могут взаимодействовать с визуальным восприятием», — пишут ученые в своей статье.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации