Найденные в Каталонии ракушки могли быть музыкальными инструментами каменного века

Послушайте, что исполнил на них археолог-трубач.
Найденные в Каталонии ракушки могли быть музыкальными инструментами каменного века
Найденные в Каталонии ракушки могли быть музыкальными инструментами каменного века
University of Barcelona

В детстве Микеля Лопеса Гарсию завораживала хранившаяся в ванной комнате ракушка. Его семья из провинции Альмерия на юге Испании трубила в нее, чтобы предупредить соседей о разливе реки и угрозе наводнения паводка.

Попытки извлечь из нее «характерный мощный звук» окупились сторицей, когда Лопес, ныне археолог в Барселонском университете, музыковед и профессиональный трубач, попробовал подуть в похожие древние ракушки, которые показались ему похожими на духовые инструменты.

Статью об этом открытии ученый опубликовал в журнале Antiquity. В ней приведены доказательства, что 12 крупных раковин, найденных в неолитических поселениях и рудниках Каталонии (датировка: конец V — начало IV тысячелетия до н. э.), могли использоваться как средства дальней связи и примитивные музыкальные инструменты.

Главное — то, что раковины были собраны, судя по всему, уже после смерти живших в них морских улиток Charonia lampas, то есть их искали не для еды. А срезанные заостренные концы указывают на то, что они использовались именно как трубы.

Древние музыкальные инструменты

Чтобы проверить свою гипотезу, ученые получили разрешение провести акустические эксперименты с восемью раковинами, достаточно сохранившимися, чтобы издавать звук. В ноябре 2024 года Лопесу Гарсии удалось извлечь из них «по-настоящему мощный, устойчивый тон».

«Поразительно, что такой узнаваемый тон можно получить из простого инструмента, представляющего собой лишь слегка видоизмененное тело животного, — говорит он. — Пожалуй, самый близкий по тембру современный инструмент — это валторна».

В своем исследовании вместе с профессором Маргаритой Диас-Андреу из Каталонского института перспективных исследований, также работающей в Барселонском университете, он попытался выйти за рамки отдельных нот и определить весь музыкальный потенциал раковин.

«Мы хотели понять, есть ли в этих инструментах место для импровизации или звуковых экспериментов, поэтому записали небольшие импровизации, сыгранные на них. Мы поняли, что, используя разные приемы, можно менять тембр звука раковины и извлекаемые ноты», — объясняет исследователь.

Он обнаружил, что, вкладывая руку в отверстие раковины, можно изменить и понизить ее тон, а вдувание воздуха с артикуляцией звуков «т» или «р» также меняет тембр.

«По сути, это одни из первых инструментов — или элементов звуковой технологии — за всю известную нам историю человечества, — утверждает ученый. — Они работают за счет вибрации губ, и способ извлечения звука очень похож на современные медные духовые, такие как труба или тромбон; ракушки — их древнейшие предки».

По его словам, звукоизвлечение посредством выдувания воздуха — одна из древнейших музыкальных технологий. «Самая древняя труба-раковина с практически идентичными характеристиками была найдена в пещере Марсула на юге Франции, относящейся к верхнему палеолиту, и датируется примерно 18000 годом до н. э., — приводит пример Лопес Гарсия. — Таким образом, практически одинаковые инструменты использовались на протяжении 18 000 лет вплоть до середины прошлого века, когда моя семья пользовалась своей ракушкой в Альмерии».

Духовные потребности наших предков

Как и раковина из Марсула, которая пролежала забытой более 80 лет в музейной коллекции, прежде чем выяснилось, что доисторические владельцы модифицировали ее для использования в качестве духового инструмента, каталонские ракушки также «обладают выразительными качествами, указывающими на более широкое музыкальное применение».

«Хотя этнографически эти инструменты имели сугубо утилитарную функцию, они также обладают достаточным мелодическим потенциалом для выполнения выразительной музыкальной функции. Мы считаем правдоподобным, что помимо утилитарного и прагматичного использования, эти инструменты могли служить и для выразительных „высказываний“; они соответствуют минимальным требованиям для развития музыки и самовыражения», — говорит археолог-трубач.

По признанию Лопеса, открытие заставило его задуматься о роли музыки в жизни древних.

«Меня всегда интересовал вопрос о том, в какой степени музыка является утилитарным делом, а в какой — эстетическим, выразительным, эмоциональным, гораздо более личным делом. Эти раковины-трубы заставили меня задуматься о происхождении музыкального выражения у людей. Было ли это вопросом необходимости и выживания, как утверждается в некоторых исследованиях об эволюции музыки? Или же это были другие стремления, также важные для человека — духовная потребность выражать себя, создавать связи и проявлять любовь и чувства внутри группы?» — заключил он.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram