Нейросети могут стать инструментом мошенников для обмана людей — мнение участников опроса

Телеканал «Наука» и крупнейшая российская платформа онлайн-рекрутинга hh.ru провели опрос и выяснили, какие эмоции испытывают соискатели при использовании нейросетей и чего опасаются со стороны ИИ.

Российские соискатели опасаются, что нейросети могут попасть в руки мошенников и серьезно навредить людям, а ИИ может «разленить» сотрудников компаний. Об этом свидетельствуют результаты опроса, который проводился с 10 по 27 марта 2023 года, в нем приняли участие 2,4 тыс. российских соискателей.

Главная опасность, по мнению респондентов, это возможность использования нейросетей мошенниками. Этот вариант ответа выбрали 66% респондентов. 44% опрошенных опасаются, что эти технологии могут лишить людей рабочих мест и профессий, 38% полагают, что ИИ может сделать людей ленивыми и даже глупыми (31%). Каждый десятый участник опроса отметил опасность того, что нейросети становятся очень похожи на людей.

При этом только 14% считают, что ИИ может сознательно нанести вред человеку или поработить человечество. Всего 11% опрошенных не видят в развитии нейросетей никаких опасностей.

Наряду с опасностями, большинство опрошенных видят и пользу в использовании ИИ и нейросетей: 62% опрошенных считают, что эти технологии могут помогать выполнять рутинные профессиональные задачи, что позволит сконцентрироваться на творчестве. Почти половина (47%) считают, что ИИ может выполнять не только рутинные, но и интеллектуальные, креативные задачи.

Две трети опрошенных (66%) относятся к развитию ИИ и нейросетей положительно или скорее положительно — соответствующие варианты выбрали 25 и 41% респондентов. Еще 18% сказали о нейтральном отношении к развитию данных технологий. Лишь 12% высказали негативные оценки: 9% выбрали вариант «скорее отрицательно», 3% — «крайне отрицательно».

Отношение к новым технологиям лучше у мужчин (72% положительных ответов по сравнению с 59% у женщин). Также исследование фиксирует корреляцию: чем моложе, тем отношение к развитию ИИ и нейросетей лучше. Среди опрошенных в возрасте 18–24 лет доля позитивных оценок максимальна — 77%, в возрасте от 25 до 34 лет положительные оценки дали уже 73%. Среди тех, кому от 35 до 44, доля снижается до 60%, а среди опрошенных старше 45 лет положительные оценки дали чуть более половины.

Отношение к развитию ИИ и нейросетей зависит также и от сферы деятельности. Так, наиболее позитивные оценки дали соискатели, работающие в IT (78%), а также работающие в сфере инвестиций, стратегии, консалтинга (80%). Среди наиболее консервативных — работники транспорта и логистики (41%), финансовой отрасли и бухгалтерии (54%), а также управления персоналом (58%).

Главная эмоция, которую испытывают участники исследования относительно развития ИИ и нейросетей, — это интерес: 68% выбрали этот вариант ответа. Еще 15% отметили радость как основную эмоцию. Позитивные чувства чаще отмечали более молодые участники исследования. Каждый пятый (22%) испытывает в связи с развитием данных технологий чувство тревожности, 5% отметили страх, 3% — злость.

Более четверти участников исследования (29%) считают, что существует угроза выхода нейросетей из-под контроля человека. Более половины респондентов (57%) отмечают, что развитие нейросетей в настоящее время находится под полным контролем человека. Чем моложе респонденты, тем больше уверенности в контроле человека над новыми технологиями. Так, среди 18–24-летних 74% уверены в контроле над нейросетями, 25–34-летних — 60%, а вот среди тех, кому за 35, так ответили чуть меньше половины опрошенных. Об угрозе выхода нейросетей из-под контроля говорят более трети участников опроса старше 35 лет.

Около 40% участников исследования отметили и другие потенциальные направления работы нейросетей: 43% видят пользу в их применении для развлечения, 41% считают, что ИИ может быть полезным в быту и сделать работу более продуктивной, 42% — что нейросети могут способствовать научным открытиям. Только 7% не видят никакой пользы в использовании ИИ.

Пользовательский опыт 

31% опрошенных использовали нейросети для работы или решения профессиональных задач, чаще всего так отвечали представители IT-индустрии, а также соискатели из сферы маркетинга, рекламы, PR — около половины всех ответивших.

Наиболее частые задачи — написание различных текстов, генерация кодов, создание изображений, поиск информации, графика и дизайн, обработка фотографий, различные задачи анализа данных. Абсолютное большинство — 88% — довольны полученными результатами. 

Значительно у большего числа участников исследования есть опыт использования нейросетей для личных целей и развлечения. Более половины (52%) опрошенных признались, что использовали нейросети в основном из любопытства (87%); для создания аватаров (33%) и написания текстов для социальных сетей и мессенджеров (25%). 83% опрошенных довольны результатами использования нейросетей для личных целей.

В ответе на данный вопрос также фиксируется гендерная и возрастная зависимость: эксперименты с нейросетями в личных целях чаще проводили мужчины и молодежь; участники старшего возраста реже пробовали применять нейросети для развлечения.

Нейросети в работе

Большинство респондентов (62%) готовы регулярно использовать нейросети в работе как инструмент. Чаще об этом говорили мужчины, чем женщины, и традиционно более консервативны ответы участников старшего возраста. 

Работать вместе с нейросетью, в случае, когда результаты работы сравнивают, согласился бы каждый четвертый соискатель (26%). А вот работать под руководством нейросети согласен каждый десятый опрошенный до 35 лет, а в более старших возрастах — не более 5%. Почти столько же — 8% респондентов — готовы протестовать против применения нейросетей в работе в своей сфере. Наиболее открыты к совместной работе и применению в своей работе нейросетей соискатели из следующих областей: информационные технологии, маркетинг, реклама, PR, стратегия, инвестиции, консалтинг.  Меньше всего готовы к взаимодействию с нейросетями соискатели, задействованные в управлении персоналом и тренингах, финансах и бухгалтерии, транспорте, логистике и перевозках.