Новое исследование показывает, что старение нейтрализует половые различия в мозге
Когда самцы и самки плодовых мушек стареют, их мозг десексуализируется. Возрастные изменения происходят у обоих полов, но мужской мозг меняется сильнее — он феминизируется. Таков вывод исследования, проведенного учеными Университета Линчепинга (Швеция). Результаты опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, о них рассказали в университете.
Сексуальное поведение управляется мозгом, и чтобы выяснить, что происходит с половыми различиями в его тканях, когда плодовые мушки стареют, исследователи изучили, как гены, выраженные в разной степени у молодых самцов и самок, меняются с течением времени.
«Наши результаты показывают, что экспрессия генов в мужском и женском мозге с возрастом становится более похожей, и что оба пола вносят свой вклад в эту закономерность», — говорит доктор Антонино Малакрино, один из основных авторов исследования.
Исследование показывает, что если экспрессия определенного гена выше в мозге молодых самок, чем у молодых самцов, экспрессия гена снижается у пожилых самок и увеличивается у старых самцов, и наоборот.
«Результаты также показывают, что изменения больше у самцов, чем у самок», — говорит Антонино Малакрино.
Тот факт, что самки меняются с возрастом меньше, чем самцы, по-видимому, является результатом того, что связь между вкладом в половые признакии репродуктивным успехом у самок не так сильна. В то время как самец плодовой мухи, чтобы размножаться, должен превзойти других самцов в быстром поиске самок и склонении их к спариванию с помощью сложного танца, самке нужно только решить, готова ли она для размножения.
«Если вы продолжаете инвестировать в воспроизводство столько же, сколько и раньше, когда состаритесь, у вас не останется энергии для выживания», — говорит Урбан Фрайберг, который руководил исследованием.
Исследования на других животных, а также на людях, которые в основном были сосредоточены на возрастных изменениях экспрессии генов у одного пола, дали результаты, указывающие на то же самое. Это говорит о том, что результаты, полученные на плодовых мушках, могут быть применимы и ко многим другим животным.
Исследование не дает ответа на вопрос, какой молекулярный сигнал, связанный со старением, лежит в основе уменьшения половых различий в мозге. Дальнейшее изучение этой темы может оказаться полезным, особенно если окажется, что сигнальная молекула общая с другими видами.