Опубликованы кадры самого большого пылевого облака Марса из всех зафиксированных
В журнале Science Advances вышло масштабное исследование пылевых бурь Марса. Марсоход НАСА Perseverance изучает одно из самых беспокойных с точки зрения погоды мест Красной планеты — кратер Езеро. В новой работе было проанализировано множество погодных явлений, наблюдавшихся за 216 солов (марсианских дней), сообщили в Лаборатории реактивного движения НАСА. За это время марсоход обнаружил сотни «пылевых дьяволов» — вихрей вроде смерча.
«Кратер Езеро может быть одним из самых активных источников пыли на планете. Все новое, что мы узнаем о пыли, будет полезно для будущих миссий», — сказал Мануэль де ла Торре Хуарес, один из авторов исследования.
Ученые обнаружили, что по крайней мере четыре вихря проходят мимо Perseverance за один марсианский день. Причем пик пылевой активности приходится на время сразу после полудня.
Камеры марсохода также зафиксировали три случая, когда порывы ветра поднимали большие облака пыли. Ученые называют их «событиями порывистого подъема». Самое большое из таких явлений создало массивное облако, покрывающее 4 км².
«Мы думаем, что эти порывы ветра случаются нечасто, но они могут быть причиной значительной доли фоновой пыли, которая все время витает в марсианской атмосфере», — сказала ведущий автор статьи Клэр Ньюман.
Она добавила, что большая активность в Езеро может быть связана с шероховатостью поверхности кратера, из-за которой ветру легче поднимать пыль.
«Perseverance работает на атомной энергии, но если бы у нас вместо нее были солнечные панели, нам, вероятно, пришлось бы беспокоиться о скоплении пыли. Как правило, в кратере поднимается больше пыли, чем в других регионах Марса, хотя средняя скорость ветра там ниже», — сказала Ньюман.
На самом деле, подъем пыли в Езере оказался более интенсивным, чем хотелось бы команде: песок повредил два датчика ветра на марсоходе. Ученые тестируют изменения программного обеспечения, которые должны позволить датчикам ветра продолжать работать.
«Мы собрали много замечательных научных данных. По иронии судьбы датчики ветра серьезно пострадали, потому что мы получили то, что хотели измерить», — сказал де ла Торре Хуарес.