Передача эмоций посредством мимики оказалась сложнее, чем мы думали
Новое исследование, проведенное Университетом Глазго и опубликованное в Current Biology, посвящено изучению того, каким образом выражения лица могут передавать сложные комбинации как общей, так и конкретной информации об эмоциях.
Счастье или печаль, страх или гнев — выражения человеческого лица могут передавать многочисленные эмоциональные сообщения без слов. Но до сих пор ученые не до конца понимали, как такая простая вещь, как приподнятая бровь или вздернутая губа, может передавать такую сложную эмоциональную информацию. На планете более 7 млрд человек, и у каждого из них неповторимое лицо. Новое исследование показывает, что информация об эмоциях, передаваемая с помощью мимики, является такой же разнообразной, богатой и сложной, как и сами лица.
Исследовательская группа показала участникам эксперимента широкий спектр различных выражений лица и попросила их определить, какую из шести классических категорий эмоций они видят, а также степень возбуждения или спокойствия, которые ощущает изображенный человек.
Затем ученые определили, какие движения лица — например, опущенная бровь, сморщенный нос или приоткрытый рот — могут передавать как общую информацию (например, является ли эмоция положительной или отрицательной), так и конкретную эмоциональную категорию (например, счастье или печаль). Оказалось, что человеческая мимика способна одним движением передавать как общую, так и конкретную информацию об эмоциях в виде мультиплексированных сигналов, то есть таких, которые могут нести сразу два типа информации.
«Это исследование отвечает на фундаментальный вопрос о том, как выражения лица решают сложную сигнальную задачу передачи эмоциональных сообщений, — сказала старший автор исследования, профессор Рэйчел Джек из Школы психологии и нейробиологии Университета Глазго. — Мы показываем, что выражения лица могут передавать сложные комбинации эмоциональной информации посредством мультиплексированных сигналов».
Результаты помогут в разработке интерактивного искусственного интеллекта, социальных роботов и цифровых аватаров.