Исследование древних костей опровергло популярные мифы о диете людей бронзового века

Международная команда ученых под руководством Тамаша Хайду из Университета ELTE (Будапешт) и Клаудио Каваццути из Болонского университета (Италия) провела комплексный анализ останков с бронзового могильника в Тисафюреде (Венгрия). Этот некрополь использовали в Среднем бронзовом веке (культура Фюзесабони, примерно 2000–1500 г. до н. э.) и в Позднем бронзовом веке (культура курганов, около 1500–1200 г. до н. э.). Такое сочетание эпох позволило сравнить образ жизни, питание и социальную организацию людей до и после появления курганной традиции на Великой венгерской равнине. Результаты исследования опубликованы в Scientific Reports.
Что и как изучали
Исследование комбинировало классические археологические методы (раскопки, анализ предметов погребального инвентаря, радиоуглеродное датирование) с современными биоархеологическими приемами:
-
Изотопный анализ азота (¹⁵N) в костях показывал долю животных белков в рационе.
-
Изотопы углерода (¹³C) позволяли отслеживать употребление растений (особенно проса, пшена).
-
Изотопы стронция (⁸⁷Sr/⁸⁶Sr) в зубах и костях отображали геохимический «подпись» региона, где человек вырос, — поэтому по этим данным можно было узнать о миграции.
-
Микроанализ зубного камня выявлял остатки пищи (белки, эмаль разных растений), уточняя информацию об рационе.
-
В Среднем бронзовом веке у жителей Тисафюреда меню было более разнообразным: изотоп ¹⁵N показал явные социальные различия — элита и обычные люди получали разное количество животного белка (мясо, молочные продукты).
-
В Позднем бронзовом веке «пища стала более однородной, но бедной»: общие уровни ¹⁵N-изотопов снизились, а разрывы между представителями разных социальных групп уменьшились.
Миф о кочевниках-скотоводах так же был развенчан
«Резкое выравнивание диеты говорит о том, что социальные различия стирались, а доступ к мясному белку стал одинаковым,но в целом скромным», — отмечают авторы.
По соотношению ¹³C-изотопов выяснилось, что уже в начале Позднего бронзового века (около 1500 г. до н. э.) люди в Тисафюреде начали регулярно включать в рацион просо (millet) — злак, быстро растущий и богатый энергией. Это самое раннее прямое доказательство потребления проса в Центральной Европе.

«Долгое время считалось, что носители Курганной культуры были в основном кочевниками, которые перегоняли большие стада скота. Новое исследование полностью опровергает эту идею. Анализ костей показал, что люди стали есть
значительно меньше мяса , что несовместимо с образом жизни, основанном на скотоводстве. Их хозяйство по-прежнему опиралось на земледелие», — отмечают авторы
- В Среднем бронзовом веке среди жителей Тисафюреда встречались люди, чьи стронциевые изотопы показывали, что они приехали из соседнего региона Верхней Тисы (северные Карпаты).
- В Позднем бронзовом веке доля «иммигрантов» сократилась, но они чаще происходили из более удаленных районов (Трансданубия или Южные Карпаты).
- Радиоуглеродное датирование костей показывает, что первая волна «курганных» переселенцев появилась около 1500 г. до н. э., когда культура курганов постепенно вытесняла культуру Фюзесабони
Так же сильно изменилась и социальная структура
-
Среднебронзовые поселения Тисафюреда были относительно централизованы, люди жили в плотных группах, а погребальные обряды подчеркивали социальное неравенство.
-
В Позднем бронзовом веке кладбище стало более «разреженным» и склалось впечатление менее строго организованного общества: усилилась мобильность, а похороны пересчитаны в стиле «семейные или родовые участки», без жесткой иерархии.
-
Меньшее потребление животного белка (подтвержденное анализом зубного камня) опровергает прежнее представление, что «курганная» культура была исключительно скотоводческой.
Оказалось, что переселенцы «курганной» культуры приезжали из самых разных мест, а не представляли собой однородную общность, как считалось.