Город, о котором вы не знали: как Усвят раскрывает сложность древнерусской истории
Христианизация Руси началась до крещения Владимира и продолжалась еще не одно столетие после. Как проходил этот сложный процесс, можно наблюдать, например, на археологическом материале Усвятского городища недалеко от Пскова. Здесь в XII веке мир мертвых и мир живых резко меняются местами: там, где жили люди, появляются церковь и кладбище, а поверх срытого языческого могильника строится новый город.
И это лишь одна из множества историй, которые способен рассказать Усвят. Скорее всего, вы никогда раньше не слышали этого названия. И это не случайно. Историки и археологи тоже приступили к его изучению совсем недавно. Главный редактор портала Proshloe Михаил Родин специально для канала «Наука» объясняет, почему раскопки на этом памятнике — дело исключительно важное.
Ровно тысячу лет тому назад, как сообщают нам древнерусские летописи (и даже скандинавские саги), в 1021 году пошел с военным походом на Великий Новгород полоцкий князь Брячислав Изяславич. Его дядя, князь киевский Ярослав Мудрый, сын крестителя Руси князя Владимира, затею племянника не одобрил, что вылилось в их военное столкновение. В сражении победу одержал Ярослав, однако ради примирения со своенравным племянником все же согласился уступить ему два города: Витебск и Въсвячь. С тех пор Витебск вырос в большой современный город, потерял свое древнейшее городище, срытое еще в XIX веке чересчур ретивыми градостроителями, и успел побывать предметом пристального внимания археологов. А что же случилось с загадочным Въсвячем, спросите вы?
Он тоже дожил до наших дней. Сейчас Усвяты — это поселок в Псковской области вблизи белорусской границы, расположившийся на берегах сразу двух озер, Узменя и Усвята, районный центр. А давным-давно, в начале своей истории, тогда еще город Усвят возник, как предполагает руководитель Усвятской археологической экспедиции Иван Игоревич Еремеев (интервью с которым вы можете посмотреть на YouTube-канале журнала Proshloe), во многом по инициативе князей династии Рюриковичей для облегчения сбора дани в областях верховьев рек Ловати и Западной Двины. В районе Усвята сходилось множество сухопутных и речных путей, связывавших Южную и Северную Русь, здесь же проходил один из волоков знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Вокруг мелкие речушки, болота да леса, людей нет, обходить далеко и неудобно, так что «усвятскими воротами» активно пользовались и после распада древнерусского государства: в XIII веке — литовцы в набегах на Новгород, в 1580 году через Усвят явился на Русь польский король Стефан Баторий.
Но несмотря на древнюю историю и общую значимость, Усвят долгое время почти не привлекал внимания исследователей. Впервые внимание на него обратила еще в 1950-х годах сотрудница Института истории материальной культуры АН СССР Я. В. Станкевич, в 1960–1980-х в поселке работала Северо-Западная экспедиция Эрмитажа. В начале 2010-х Усвят снова попал в поле зрения археологов. Здесь проводил отдельные исследования Институт истории материальной культуры РАН, но полноценную археологическую экспедицию, которую этот памятник давно заслуживал, организовали лишь в 2019 году. И всего лишь за два полевых сезона, один из которых еще и вышел сокращенным из-за пандемии, Усвятская археологическая экспедиция уже успела найти очень много очень интересного.
При раскопках на одном из мысов, на которых и располагалось поселение, древнерусского детинца XII–XIII веков археологи, к своему удивлению, нашли под ним языческий курганный могильник X века. Это сразу же заставило их обратить внимание на другой мыс, располагавшийся севернее, где они надеялись обнаружить могильник христианский, существовавший в одно время с детинцем. Могильник и правда нашелся в ожидаемом месте, но уже сам по себе он представляет весьма любопытное зрелище. Его захоронения могут похвастаться эффектными надгробиями, сложенными из огромных валунов, причем некоторые конструкции настолько массивны, что их невозможно сдвинуть с места без специальной техники. Происхождение столь необычного способа погребения еще предстоит выяснить.
Понятное дело, христианский могильник вряд ли мог бы возникнуть в чистом поле — все же христиане предпочитают хоронить своих мертвецов в освященной земле в непосредственной близости от церкви (хотя, конечно, из всякого правила есть исключения, особенно на ранних этапах распространения христианства). И, по всей видимости, следы этой церкви — или одной из входивших в ее комплекс построек — археологам также удалось отыскать. Столбовая конструкция, некогда бывшая частью какого-то деревянного строения, стояла на этом месте в XI–XII веках и была воздвигнута на слое пожара.
Но что же сгорело в пожаре на северном усвятском мысу в XI веке? В верхней части культурного слоя, расположенного еще ниже слоя пожара, археологи нашли несколько дирхемов — арабских серебряных монет, получивших наибольшее распространение в IX–XI веках, — и ряд скандинавских находок, подобные которым археологи и прежде находили в куда лучше изученных Рюриковом городище в Новгороде и Гнездове под Смоленском. Все находки датируются X веком и свидетельствуют о том, что в это время наиболее престижный район Усвята находился именно на северном мысу.
Однако что все эти открытия и находки могут означать? Получается ведь, что в X — начале XI века на северном мысу располагалось Усвятское городище, а на южном — его могильник, но уже в XII веке картина загадочным образом меняется на прямо противоположную! Город переезжает на южный мыс и возводится прямиком на том месте, где еще совсем недавно его жители хоронили своих усопших, а на пожарище, оставшемся от прежнего поселения, ставится церковь, вскорости обросшая кладбищем. И произошло это совсем не случайно.
Столь радикальные перемены в топографии Усвята археологи связывают с двумя вещами.
Во-первых, это хорошо известная историкам вражда между Новгородом и Полоцком, в результате которой уничтожались целые города, а население их вырезалось или угонялось в полон. Усвят вполне мог стать еще одной жертвой этого противостояния, но из-за своего стратегического положения не был заброшен полностью. На пепелище пришли другие люди и отстроили город заново.
Во-вторых, это непростой и небыстрый процесс христианизации Руси. Крещение князя Владимира не было ни его концом, ни началом, церкви не выросли по всем городам одномоментно, а где появлялись, то часто при поддержке княжеской власти и в ее интересах. Вероятно, однажды такая христианизация «сверху» пришла и в Усвят. Бывшую княжескую резиденцию с прилегавшим к ней участком земли передали под строительство церкви, чьи следы археологи и нашли в нижних слоях христианского могильника, а город переехал на место старого языческого, который последователи новой веры — а может, и представители новой власти, не следует все же забывать о пожаре, — ожидаемо предпочли срыть и предать забвению.
И вот уже один этот пример хорошо показывает, в чем состоит исключительная важность раскопок в Усвяте. Это древний город, княжеский центр сбора дани, один из перевалочных пунктов на пути «из варяг в греки», наглядно сохранивший в своей земле следы столь значимых политических и культурных процессов XI–XIII веков. Да еще и сам культурный слой почти не пострадал, в отличие от того же Витебска.
Но на этом чудеса Усвята не заканчиваются.
Например, в нижней пойменной части поселения археологи нашли «мокрый» слой X века. «Мокрый» слой прекрасен тем, что из-за отсутствия доступа кислорода в нем хорошо сохраняется разная органика, например кожаные или деревянные изделия. В усвятском «мокром» слое, обильно насыщенном щепой, археологи уже нашли прекрасно сохранившуюся деревянную бирку. А сохранность дерева дает надежду на то, что археологи смогут выстроить для Усвята дендрохронологическую шкалу. Это шкала относительной датировки по годовым кольцам спиленных деревьев, которую впоследствии можно перевести и в абсолютные даты, то есть указать, когда было спилено то или иное найденное в раскопе дерево с точностью до года!
Пожар на усвятском городище XII века сохранил для нас и другой уникальный подарок из прошлого — 34 000 семян разных сельскохозяйственных культур. Вопреки ожиданиям большей частью это были не пшеница и не рожь, а ячмень. Его преобладание можно объяснить двумя его свойствами, весьма полезными в нестабильном климате Северо-Западной Руси: из всех злаков у ячменя самый широкий лист, благодаря чему он поглощает больше солнечного света, а урожай его можно собрать, не дожидаясь полного созревания — зерно само «дойдет» и после уборки. Конечно, это пока лишь предварительные предположения, и полную картину сельскохозяйственной жизни Усвята еще только предстоит установить. Более подробно об этой уникальной находке вы можете узнать на YouTube-канале журнала Proshloe.
Своими корнями история Усвята, вероятно, восходит еще к третьей четверти I тысячелетия. Расположение на торговом пути, связавшем Византию со Скандинавией, принесло городу процветание, на раскопках уже обнаружилось и множество монет, и скандинавские украшения X века, и обломки византийских амфор XII века, и южнорусский крест-мощевик, и даже итальянский свинцовый паломнический жетон с изображениями апостолов Петра и Павла. Но находок XIII века становится уже меньше, что может говорить о постепенном упадке поселения.
Впрочем, археологические раскопки в Усвяте пока только начались. Используя весь опыт, накопленный российскими археологами при исследовании других древнерусских городов, а также достижения современной методологии и техники, включающие точную аэрофотосъемку и 3D-моделирование как отдельных находок, так и (в будущем) всего древнего города с окрестностями, археологи Усвятской экспедиции всего лишь за два полевых сезона уже смогли собрать колоссальное количество информации, которое только еще предстоит обработать. Наверняка Усвят принесет нам еще немало загадок и немало отгадок, новых ошеломительных находок и поможет лучше узнать самую древнюю историю Руси периода формирования и расцвета Киевского княжества.
Специально для канала «Наука».