Красивый почерк и альтернатива бересте: какие грамоты нашли в Новгороде в 2020 году
Несмотря на пандемию, карантинную весну и финансовые сложности, археологический сезон 2020 года в Новгороде состоялся и был плодотворным. На раскопках были обнаружены 14 берестяных грамот и одна редчайшая костяная. Все они — ценные письменные документы средневековой Руси XI–XV веков. Их расшифровка сродни работе детективов.
15 новых грамот и их трактовка
Первая легендарная берестяная грамота была найдена в Новгороде 26 июля 1951 года. С тех пор раскопки проводятся регулярно, и в этом сезоне коллекция новгородских берестяных грамот насчитывает уже 1135 документов. С мая по ноябрь 2020 года археологам удалось обнаружить одну грамоту XII века, десять — XIV века и три — XV века. Это приказы, челобитные, завещания, деловые документы и прочие древние «записки», которые люди посылали друг другу.
Ежегодный отчет о новых берестяных грамотах уж давно силами академика Андрея Анатольевича Зализняка превратился в главное филологическое шоу года. После ухода из жизни выдающегося лингвиста традиция, к счастью, не прервалась. Об итогах 2020 года в ходе Zoom-конференции рассказал преемник Зализняка в деле исследования берестяных грамот Алексей Алексеевич Гиппиус — доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Отдела типологии и сравнительного языкознания. Он подробно остановился на каждом свитке, разобрав его до буквы и черточки. Постараемся рассказать о самых интересных моментах лекции.
Так, свиток №1124 интересен необычной формой: он похож на ножны и, по-видимому, служил сначала материалом для письма, а затем игрушкой для ребенка.
Берестяная грамота №1127 примечательна тем, что, в отличие от 99% найденных свитков, написана не вдоль, а поперек волокон. Таким же способом написаны три из четырех московских берестяных грамот, так что можно подозревать московское влияние на составителя приказа.
Часто грамоты сохраняются не полностью, из-за чего оказываются почти нечитаемыми, но ряд улик и главным образом знание исторического и лингвистического контекста обычно позволяет ученым с высокой долей вероятности реконструировать содержание документов. «Можно сказать, что такого рода занятие напоминает дописывание за Пушкина десятой главы "Евгения Онегина", — пошутил лектор. — Но хочется думать, что общий смысл и структуру текста мы уловили».
Свиток №1131 дошел целиком и содержит «поклон от Юрия Жидилова». Текст с самого начала показался необычным, в частности из-за двойной ошибки в имени адресата Александр — было написано «ѠлеѮсанду». Дальнейшее же представляет собой странный набор букв, вычленить из которого слова не представляется возможным. Этой грамоте в конце конференции было посвящено отдельное обсуждение, участники которого выдвигали разные гипотезы относительно того, чем может быть этот текст: детской игрой (вариант, к которому склоняется Гиппиус), тайнописью, заговором... Но ни одна из версий убедительных подтверждений пока не имеет.
Самой важной с исторической точки зрения находкой 2020 года Алексей Гиппиус считает грамоту №1132, которая была найдена в конце сентября на раскопе «Воздвиженский-7». В ней автор (вероятно, собиратель дани на северо-западных территориях Руси) просит своего господина, чтобы он написал, пойдет ли рать за Волок, опасаться или не беспокоиться. Ранее заместитель директора Института археологии Петр Гайдуков пояснял исторический контекст этого письма: «Эти места были зоной пересечения интересов Новгорода и Ростова, а позднее — Москвы, сопровождавшегося частыми военными конфликтами. Возможно, посылка рати, о которой говорится в грамоте, связана с одним из них: в обычной ситуации дань собиралась без участия военной силы».
Эйфория, дурман и ошибки интерпретации
На онлайн-лекции в присутствии 450 специалистов Алексей Гиппиус увлекательно рассказал о том, как лингвисты расшифровывали эти заковыристые надписи, вырезанные много веков назад на древнерусском разговорном языке, как искали смысл в полустертых буквах и как порой заблуждались, а затем, озаренные догадками, пробивались к истине.
Например, изначально лингвисты предположили, что костяная грамота с коротким текстом «Молвила куна соболи» и цифрами 112, 50 и 30, вырезанными на коровьем ребре в XIII веке, имеет отношение к торговле. Алексей Гиппиус даже подсчитал цены того времени: 40 соболей стоят 7 гривен. Однако другой специалист по древнерусскому языку Марина Анатольевна Бобрик предположила свою интерпретацию, которая выглядит более убедительной. Куна и соболь — это метафорические именования жениха и невесты, а текст имеет отношение к свадебному сговору.
И действительно, согласился Гиппиус, в свадебных русских обрядах жених с невестой изображаются соболем и куницей. А значит, найденная костяная грамота — это символическая коммуникация между стороной жениха и стороной невесты, устанавливающая величину выкупа за невесту. О том, что шел торг, говорит и тот факт, что цифры написаны явно разными людьми. Сторона невесты запросила изначально 112 гривен. Сторона жениха попыталась сбавить цену: сначала появилась несмело очерченная цифра 50, а затем добавилась цифра 30 и тоже неуверенным почерком. Специалисты полагают, что на цене 80 гривен стороны сторговались. Костяная грамота — не только редкая находка, это еще и новое свидетельство новгородского брачного обряда.
Гиппиус признал свою ошибку в изначальной трактовке текста и рассказал об особой эйфории первооткрывателей. «Тут я не могу не вспомнить замечательную фразу, которую Андрей Анатольевич [Зализняк] написал мне в письме после того, как мы с ним долго и безуспешно пытались прочесть одну надпись на иконе, которая оказалась в результате нечитаемой, и высказывали один другому разные версии, не успевая в них поверить. И когда эти версии рассеялись, Андрей Анатольевич написал мне: "Да, сильный-таки дурман представляет собой эйфория, которая наступает, когда решишься что-либо открыть". Тут я стал жертвой такого дурмана, самим собой наведенным».
Наука по Zoom
Как мы уже писали ранее, пандемия коронавируса нанесла болезненный удар по науке: были отменены многие эксперименты, экспедиции, исследования, закрыты лаборатории и институты. Но постепенно научное сообщество приспособилось к пандемии и перешло в Zoom, что имеет и положительную сторону: за работой по расшифровыванию берестяных грамот теперь может наблюдать гораздо большее количество людей, они остаются доступны в записи, а участники могут присоединиться к онлайн-разгадываниям полуcтертых букв и реконструкции содержания письма по имеющимся фрагментам.
На лекции Гиппиуса и «Лингвистическом марафоне», который прошел до нее, участники могли предлагать поправки к чтению. Так, была заново переосмыслена берестяная грамота №820 середины XII века. Оказалось, что прежнее прочтение лингвистов не совсем корректно и не учитывало аномалий этого древнего делового письма, в котором нарушен порядок слов и есть отклонения по фонетике, морфологии и синтаксису.
На обсуждении лингвисты должны были предложить всего одну поправку (изменить одну букву), чтобы получить идеальное чтение во всех отношениях. В итоге буква, принятая за с, оказалась и десятиричным (і), отчего смысл заиграл новыми красками.
Было: «Если же начнет тянуть [время], то ведь я не давал клятвенного обещания [делать то, что тебе (или: ей)] угодно».
Стало: «Если начнет тянуть время, не верь».
«Когда мы читали в 1998 году эту грамоту, то это казалось единственно правильным чтением», — прокомментировал работу лингвистов Алексей Гиппиус.
Грамоты не горят
При расшифровывании древних текстов специалисты обращают внимание не только на содержимое грамот, но и на подчерк автора, они дорожат каждым словом, даже если оно одно. Так, много слов восхищения заслужила последняя из найденных грамот — №1135. На бересте красивым подчерком выведено слово «розмет», что означает «пошлина», «подать». «Эта грамота представляла собой бирочку, которая могла быть прикреплена к мешку с той же пушниной, собранной с неким образом разверстанного платежа, — рассказал Гиппиус. — Чем эта грамота замечательна? Тем, что это отнюдь не XV и XIV век, а XII век! То есть эта грамота удлиняет историю этого понятия более чем на 200 лет. Это самая древняя фиксация слова [розмет]».
По словам Гиппиуса, почерк выдает писца-профессионала. Ученый считает, что эта грамота — одна из самых красиво написанных. Например, буквы р и о написаны без отрыва инструмента, одним движением руки. «Казалось бы, это мелкая деталь, но других грамот, в которых р и о имели бы такое начертание, я просто не знаю», — сказал лектор.
Этой находкой завершился археологический сезон 2020 года, в ноябре раскопы были законсервированы — до следующей весны.
Все берестяные грамоты были обнаружены на двух раскопах: десять — на «Дмитриевском-3», четыре — на «Воздвиженском-7». Первый из них находится у Академического театра драмы им. Достоевского и подарил в этом году почти 1500 находок, в том числе печать великого князя Симеона Гордого XIV века и новгородского посадника Федора Даниловича, боевой топор и завещание. Примечательно, что многие берестяные грамоты были обнаружены на территории городской усадьбы, где неоднократно случались пожары. «Дом на усадьбе горел целых шесть раз. Когда он сгорал, на его месте строили новый, потом он снова сгорал и снова строили, и так — шесть раз, и это удивительно», — рассказывали участники экспедиции.
Алексей Гиппиус выразил благодарность всем, кто принимал участие в раскопках. «Несмотря на все тяжелые условия этого злополучного года, археологический сезон в Новгороде состоялся, — сказал Гиппиус. — Все берестяные грамоты, найденные на "Дмитриевском-3", были найдены в мае-июне, а грамоты с "Воздвиженского-7" — в конце сентября и в октябре, в разгар пандемии. Именно поэтому я хотел бы с особым чувством поблагодарить всех, кто трудился на этих раскопах и руководил ими».
Ну и стоит проговорить, что никакие письменные отчеты не заменят наслаждения творческим процессом прочтения грамот, которое дает просмотр лекции по итогам новгородских раскопок. Даже если лекцию читают по Zoom.