Пермские ученые нашли способ увеличить надежность деталей самолетов
![](https://naukatv.ru/upload/resize/bestfit/260/146/75/752cc67336c2147be3d35c0fcb1ebdad200554ed.jpg)
Ученые из Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали технологию обработки полимерных композиционных материалов, которая предотвратит отказы деталей самолетов.
Композитные полимерные материалы используются для создания двигателей самолетов и вертолетов и газотурбинных установок. Такие материалы имеют высокое сопротивление нагрузкам, повышенные упругость и прочность.
Однако композиты сложны в обработке. «Использование режущих инструментов неэффективно из-за структуры и свойств материала. Изделия сплетены из [полимерных] нитей, поэтому лезвие или лазерный луч не могут преодолеть большую глубину деталей. В результате возникают дефекты: отслоение или расслоение волокна, шероховатости, сколы, трещины. Это снижает качество конструкций и приводит к отказу деталей самолета», — рассказал доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» Пермского Политеха, кандидат технических наук Тимур Абляз.
60% отказов деталей двигателей происходит из-за расслоения материала, сообщается в пресс-релизе института. Чтобы решить эту проблему, пермские ученые предложили использовать для композитов электроэрозионную обработку.
«В этом случае изделия обрабатывают импульсами тока, поэтому их поверхность не вступает в контакт с лезвием. Мы покрываем поверхность материала токопроводящими слоями. В мировой практике полимерные композиты с помощью этой технологии пока не обрабатывают», — пояснил Абляз.
Технология позволит не только увеличить надежность, но и снизить производственные затраты, а также повысить точность изготовления деталей.
Разработка пермских ученых уже получила патент.
Ранее канал «Наука» рассказал об изобретении тефлона и других случайных открытиях.