Пермские ученые нашли способ увеличить надежность деталей самолетов

60% отказов полимерных деталей происходит из-за расслоения.

Ученые из Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали технологию обработки полимерных композиционных материалов, которая предотвратит отказы деталей самолетов.

Композитные полимерные материалы используются для создания двигателей самолетов и вертолетов и газотурбинных установок. Такие материалы имеют высокое сопротивление нагрузкам, повышенные упругость и прочность.

Однако композиты сложны в обработке. «Использование режущих инструментов неэффективно из-за структуры и свойств материала. Изделия сплетены из [полимерных] нитей, поэтому лезвие или лазерный луч не могут преодолеть большую глубину деталей. В результате возникают дефекты: отслоение или расслоение волокна, шероховатости, сколы, трещины. Это снижает качество конструкций и приводит к отказу деталей самолета», — рассказал доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» Пермского Политеха, кандидат технических наук Тимур Абляз.

60% отказов деталей двигателей происходит из-за расслоения материала, сообщается в пресс-релизе института. Чтобы решить эту проблему, пермские ученые предложили использовать для композитов электроэрозионную обработку. 

«В этом случае изделия обрабатывают импульсами тока, поэтому их поверхность не вступает в контакт с лезвием. Мы покрываем поверхность материала токопроводящими слоями. В мировой практике полимерные композиты с помощью этой технологии пока не обрабатывают», — пояснил Абляз.

Технология позволит не только увеличить надежность, но и снизить производственные затраты, а также повысить точность изготовления деталей.

Разработка пермских ученых уже получила патент.

Ранее канал «Наука» рассказал об изобретении тефлона и других случайных открытиях.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации