Пермские ученые нашли способ увеличить надежность деталей самолетов
Ученые из Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали технологию обработки полимерных композиционных материалов, которая предотвратит отказы деталей самолетов.
Композитные полимерные материалы используются для создания двигателей самолетов и вертолетов и газотурбинных установок. Такие материалы имеют высокое сопротивление нагрузкам, повышенные упругость и прочность.
Однако композиты сложны в обработке. «Использование режущих инструментов неэффективно из-за структуры и свойств материала. Изделия сплетены из [полимерных] нитей, поэтому лезвие или лазерный луч не могут преодолеть большую глубину деталей. В результате возникают дефекты: отслоение или расслоение волокна, шероховатости, сколы, трещины. Это снижает качество конструкций и приводит к отказу деталей самолета», — рассказал доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» Пермского Политеха, кандидат технических наук Тимур Абляз.
60% отказов деталей двигателей происходит из-за расслоения материала, сообщается в пресс-релизе института. Чтобы решить эту проблему, пермские ученые предложили использовать для композитов электроэрозионную обработку.
«В этом случае изделия обрабатывают импульсами тока, поэтому их поверхность не вступает в контакт с лезвием. Мы покрываем поверхность материала токопроводящими слоями. В мировой практике полимерные композиты с помощью этой технологии пока не обрабатывают», — пояснил Абляз.
Технология позволит не только увеличить надежность, но и снизить производственные затраты, а также повысить точность изготовления деталей.
Разработка пермских ученых уже получила патент.
Ранее канал «Наука» рассказал об изобретении тефлона и других случайных открытиях.