Почему человеку смешно, когда нельзя смеяться — объясняют нейробиологи

Почему люди иногда начинают смеяться, когда это делать категорически нельзя — например, на важном заседании или в церкви? Как объясняют нейробиологи, в этом виновато не отсутствие воспитания, а анатомия человека, пишет Medical Xpress.
Представьте, что в вашей голове идет спор. Один отдел мозга (префронтальная кора) — строгий надзиратель, который кричит: «В храме не смеются! Спокойно!». А другой (лимбическая система) — озорной ребенок, которому показалось смешным, как упала свечка или чихнул батюшка. Чем дольше надзиратель давит на ребенка, тем сильнее ребенок хочет вырваться.
Вдобавок, когда вы сидите тихо и неподвижно, тело все равно потихоньку напрягается. Пульс становится чаще, мышцы твердеют. Этому напряжению нужен выход. И тут вы краем глаза замечаете, что подруга или коллега тоже трясется от смеха. В этот момент включается эффект толпы: наш мозг устроен так, чтобы копировать эмоции окружающих — спасибо зеркальным нейронам.
В итоге «надзиратель» теряет власть, «озорник» вырывается наружу, а тело наконец-то сбрасывает накопившееся напряжение в виде безудержного хохота. И объяснить потом, с чего все началось, невозможно — потому что повод был просто спусковым крючком, а настоящая причина — в разрядке нервной системы.
Итак, ключевые факторы неконтролируемого смеха:
-
Когнитивный контроль vs автоматизм. В условиях строгих социальных норм префронтальная кора активно подавляет естественные эмоциональные реакции. Однако эмоциональный импульс, генерируемый лимбической системой, никуда не исчезает.
-
Истощение ресурсов подавления. Длительное сдерживание требует значительных энергетических затрат. Парадоксальным образом, попытка подавить реакцию удерживает вызвавший ее триггер в рабочей памяти, делая срыв более вероятным.
-
Соматический компонент. Ограничение двигательной активности в сочетании с вегетативной активацией (учащение пульса) создает готовность к эмоциональной разрядке. Запуск смеха активирует моторные пути ствола мозга, делая реакцию физически неконтролируемой.
-
Социальное «заражение». Наблюдение за аналогичной реакцией у окружающих активирует зеркальные нейроны и снижает порог индивидуального торможения. Совместный смех выполняет функцию эмоционального выравнивания и легитимизирует нарушение табу.
По словам ученых, приступы смеха в неподходящей обстановке являются не признаком незрелости, а прогнозируемым результатом работы мозга по снятию избыточного эмоционального и физического напряжения в условиях жестких социальных ограничений.




