Потепление в Арктике приобрело лавинообразный характер

В Арктике зафиксирован самый жаркий год за всю историю наблюдений, сообщило во вторник Американское научное агентство. Изменение климата запускает цепную реакцию последствий: от таяния ледников и морского льда до «озеленения» ландшафтов и сбоев в глобальной погоде.
По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), с октября 2024 по сентябрь 2025 года температура превышала средние показатели за 1991–2020 годы на 1,6 градуса Цельсия. Эти цифры приведены в ежегодном «Арктическом отчете», который опирается на данные, начиная с 1900 года.
Столь быстрое потепление за такой короткий период «безусловно тревожно», полагает соавтор отчета Том Баллинджер из Университета Аляски. Эту тенденцию он назвал «по всей видимости, беспрецедентной в новейшее время и, возможно, за последние тысячи лет».
Согласно отчету, в уходящем году в Арктике была самая теплая осень, вторая по теплу зима и третье лето с 1900 года.
Из-за сжигания ископаемого топлива человеком Арктика нагревается значительно быстрее, чем остальная планета. Это обусловлено рядом взаимосвязанных процессов с положительной обратной связью — то, что специалисты называют «полярным усилением». Например, рост температуры увеличивает содержание водяного пара в атмосфере, который действует как одеяло, сохраняя тепло и не давая ему уйти в космос. В то же время сокращение площади яркого, отражающего свет морского льда обнажает более темные океанские воды, которые поглощают больше солнечной радиации.
Отступление морского льда
Весной 2025 года, когда арктический морской лед обычно достигает своего годового максимума, его площадь в марте оказалась наименьшей за 47 лет спутниковых наблюдений.
«Это создает немедленные проблемы для белых медведей, тюленей и моржей, которые используют лед как платформу для перемещения, охоты и рождения детенышей», — пояснил соавтор отчета Уолт Майер из Национального центра данных по снегу и льду.
Моделирование показывает, что первое лето с практически полным отсутствием морского льда в Арктике может наступить уже к 2040 году или даже раньше.
Таяние арктического льда также нарушает циркуляцию океана, выбрасывая пресную воду в Северную Атлантику. Это делает поверхностные воды менее плотными и солеными, ослабляя их способность опускаться вглубь и приводить в движение Атлантическую меридиональную циркуляцию, которая помогает смягчать зимы в Европе.
Продолжающееся таяние ледникового щита Гренландии также добавляет пресной воды в Северную Атлантику. Это стимулирует продуктивность планктона, но также создает разрыв во времени между появлением пищи и периодом, когда виды, которые от нее зависят, могут ею питаться.
Таяние наземных льдов Гренландии также служит одной из основных причин глобального повышения уровня моря, что усугубляет эрозию побережья и наводнения, вызванные штормами.
Участившиеся арктические вторжения
Некоторые исследования показывают, что, поскольку Арктика нагревается быстрее, чем остальная часть планеты, ослабевает температурный контраст, который помогает удерживать холодный воздух вблизи полюса. Это позволяет полярной стуже все чаще «прорываться» в низкие широты.
Гидрологический цикл в Арктике также становится более интенсивным. С октября 2024 по сентябрь 2025 года (2024/25 «водный год») весенние осадки достигли рекордно высокого уровня, а по количеству осадков в другие сезоны этот год вошел в пятерку самых влажных с 1950 года.
Более теплые и влажные условия приводят к бореализации или «озеленению» обширных участков арктической тундры. В 2025 году циркумполярная тундра стала третьей по зелени за 26 лет современных спутниковых наблюдений, причем весь топ-5 приходится на последние шесть лет.
Таяние вечной мерзлоты вызывает биохимические изменения, такие как феномен «ржавых рек», вызванный высвобождением железа из оттаивающих почв. Отчет включает более 200 изменивших цвет ручьев и рек, которые стали визуально оранжевыми. Это ухудшает качество воды из-за повышения кислотности и концентрации металлов и ведет к потере водного биоразнообразия.
Необходимы срочные меры — хотя они в любом случае будут запоздалыми: подсчитано, что если выбросы вдруг вернутся к доиндустриальному уровню и планета начнет остывать, Арктика все равно останется на полтора градуса теплее на многие столетия.




