Назван главный фактор того, чтобы люди понравились друг другу

Новое исследование подчеркивает: его важность сохраняется в самых разных обществах.
Ann Haritonenko/Shutterstock/FOTODOM

Новое исследование, опубликованное в Journal of Social Psychology, подтвердило, что люди предпочитают более близкие связи с теми, кого считают более похожими на себя. Работа охватила разные этнические, религиозные группы, людей с разными политическими взглядами: оказалось, что этот фактор актуален независимо от того, акцентируется ли внимание на различиях или сходстве, пишет Рsypost.

В первой части исследования принял участие 231 человек (43% женщин, средний возраст 34,86 года), все они принадлежали к одной из трех групп: афроамериканцы, латиноамериканцы и белые американцы. Испытуемых просили оценить, насколько похожи на них самих представители других групп (по семи параметрам, таким как ценности, культура и надежность). А затем — готовы ли участники исследования взаимодействовать с членами другой группы (в таких ситуациях, как дружба, соседство или совместная работа).

Все постоянно выражали готовность к близким социальным отношениям с теми представителями других групп, которых считали более похожими на себя.

Затем была привлечена более крупная выборка из 823 участников (48% женщин, средний возраст 30,17 года) с тем же распределением по этническим группам. Одним людям предложили перед опросом прочитать текст о различия между этими тремя группами, другим — о сходстве, третьи остались в контрольной когорте. Акцент на сходстваих и различиях не имел никакого значение — результат остался тем же. 

Третье исследование сосредоточилось на религиозных группах, в частности баптистах, католиках и протестантах из США. В исследовании приняли участие 1004 человек (68% женщин, средний возраст 37,75 года). И здесь результат повторился с некоторым отличием у баптистов. После чтения текста об общих чертах с представителями других конфессий баптисты чуть чаще, чем в среднем, проявили желание общаться с ними. Это может говорить о том, что акцент на общих чертах может слегка усиливать эффект в некоторых религиозных контекстах. Однако это не наблюдалось у католиков и протестантов.

Четвертый эксперимент проверил эффект в сфере политической идеологии. Всего было привлечено 606 участников (48% женщин, средний возраст 42,69 года), поровну либералов и консерваторов. Результат оказался тем же.

«Сила воспринимаемых сходств оказалась неожиданно устойчивой. Кроме того, было удивительно обнаружить это среди политических групп, поскольку они больше подчеркивают различия, чем сходства», — сказал первый автор исследования Раймундо Салас-Швайкарт, магистр государственной политики и кандидат наук по психологии в Джорджтаунском университете.