У рыб найдены гены долгой жизни
Исследование опубликовано в журнале Science, коротко о нем сообщает Phys.org.
Блюда из морских окуней готовят во всем Тихоокеанском регионе и редко задумываются над тем, что это одно из самых долгоживущих позвоночных на земле.
Биологи из Калифорнийского университета в Беркли под руководством Питера Судманта сравнили геномы почти двух третей известных видов морских окуней, чтобы найти связь между продолжительностью жизни и последовательностью ДНК.
Длительность жизни морских окуней варьируется. Некоторые виды, например ситцевый окунь (Sebastes dallii), умирают примерно в десять лет, в то время как самый долгоживущий представитель рода Sebastes, алеутский морской окунь (Sebastes aleutianus), может пролежать на морском дне в холодных, глубоких прибрежных водах более 200 лет.
Исследователи секвенировали полные геномы 88 видов рыб и обнаружили 137 вариаций генов, связанных с долгой жизнью. Некоторые из этих генов обеспечивают адаптацию к глубине или большой размер тела. Последнее работает и у млекопитающих — например, слоны живут дольше крыс. Среди последствий долгой жизни ученые выделили уменьшение численности популяций, что также наблюдается у млекопитающих: короткоживущие крысы значительно превосходят по численности долгоживущих слонов.
Вариации, связанные с продолжительностью жизни, в основном касались генов репарации ДНК, регуляции инсулина и иммунной системы. Большее количество генов для восстановления ДНК может защитить от рака, иммунных — предотвратить инфекции.
Судмант и его коллеги обнаружили, что у долгоживущих видов больше иммуномодулирующих генов (в том числе бутирофилины). Результаты исследования указывают на гены, которые могут стать мишенями для лекарств от старения.
На основе 88 геномов исследователи восстановили геном предка морского окуня и посмотрели, как виды эволюционировали от общего предка 10 млн лет назад. Оказалось, с увеличением продолжительности жизни сокращалась численность популяции. Некоторые из самых долгоживущих видов существуют сегодня в небольшом количестве, а популяцию пополняют очень старые, но очень плодовитые самки.
Еще одно интересное наблюдение в том, что у долгоживущих видов есть типичные мутации ДНК — например, пары нуклеотидов CG (цитозин — гуанин) преобразуются в TG (тимин — гуанин). Такие мутации, как известно, накапливаются в опухолях по мере старения. Поскольку большую часть потомства этих долгоживущих видов производят самые старые самки, эти изменения передаются остальным членам популяции.