Ученые разобрались, как древние римляне и византийцы поддерживали акведуки в чистоте
Палеоклиматологи из Университета Йоханнеса Гутенберга (Германия) нашли систему, которая позволяла древним римлянам и византийцам содержать в чистоте длиннейшие акведуки мира.
Исследование опубликовано в журнале Geoarchaeology, коротко о нем рассказывает Science Alert.
Система акведука Валента снабжала пресной водой жителей Константинополя в V веке. Она включала источники, расположенные на расстоянии до 120 км от города, большие каменные каналы, 90 больших мостов и многочисленные туннели длиной до 5 км. Общая протяженность системы подачи воды превышала 500 км.
Исследователи изучили отложения карбоната кальция в акведуке. Оказалось, что известковому налету требовалось менее 30 лет, чтобы закупорить канал, однако система водоснабжения в Константинополе работала более семи веков.
«Это означает, что весь акведук должен был поддерживаться и очищаться от отложений даже незадолго до того, как он перестал работать», — пояснили исследователи. Еще одним потенциальным загрязнителем, способным забить водные пути, являлась глина.
Для очищения инженерам потребовалась бы полная остановка потока воды в Константинополь на недели или даже месяцы, что вызвало бы серьезные проблемы с водоснабжением города. Следовательно, у древних византийцев и римлян, которые ввели в практику такую инфраструктуру водоснабжения, существовали свои секреты очистки этих длинных систем каналов.
Авторы исследования обнаружили, как это можно было осуществлять. В одной части акведука они нашли участок длиной в 50 км, состоящий из двух каналов, расположенных один над другим и периодически пересекающихся.
Двухканальная система позволила бы инженерам очистить акведук без полной остановки водоснабжения. Исследователи предполагают, что такой способ постройки был разработан именно для проведения операций по очистке и техническому обслуживанию. «Это было бы дорогостоящим, но практичным решением», — заключили авторы работы.
«Больше всего акведуки впечатляют тем, как были решены проблемы в их конструкции, что было бы непросто даже для современных инженеров», — добавили исследователи.
Фото: Shutterstock