Обнаруженная в архиве партитура возродила потерянную 500 лет назад музыку

Редкая находка в шотландской книге XVI века оживила звуки, которые долгое время считались потерянными.
Aberdeen Breviary: Volume 1
Aberdeen Breviary: Volume 1
University of Edinburgh

Фрагмент партитуры, случайно найденный на страницах первой полностью печатной шотландской книги, дает ценные подсказки о том, каким было звучание музыки пять веков назад, сообщает Эдинбургский университет. Исследование опубликовано в журнале Music and Letters.

Музыкальный фрагмент содержит всего 55 нот, он пролвает свет на то, какой была музыка до реформации начала XVI века. Это редкий пример шотландской религиозной музыки 500-летней давности и единственное сохранившееся произведение с северо-востока Шотландии того периода.

Ноты были написаны в экземпляре «Абердинского Бревиария» 1510 года — сборнике молитв, гимнов, псалмов и чтений, используемых для повседневных богослужений в Шотландии. Книга сейчас сейчас хранится в Национальной библиотеке Шотландии в Эдинбурге.

Несмотря на отсутствие текста, названия или атрибуции, исследователи идентифицировали этот фрагмент как уникальную гармонию гимна «Cultor Dei», исполняемого в Великий пост.

Король Яков IV выдал королевский патент на печать богослужебных книг, чтобы не приходилось завозить тексты из Англии. Исследователи полагают, что композиция происходила из региона Абердиншир. Фрагмент музыки, состоящий из двух строк, кто-то написал на пустой странице в разделе, посвященном утреннему богослужению. Автор явно хотел сохранить музыку и книгу вместе.

После изучения стало ясно, что это полифоническая музыка — когда две или более самостоятельные мелодические линии исполняются одновременно. Такой стиль был распространен в шотландских богослужениях, однако до наших дней сохранилось очень мало примеров. Это мелодии григорианского хорала в три или четыре голоса. Музыку записали, ее можно послушать здесь

Дэвид Коени из Эдинбургского колледжа искусств, который идентифицировал музыку, сказал: «Определение музыкального произведения — это настоящий "Эврика!" для музыковедов. Из одной строки музыки, записанной на пустой странице, мы можем восстановить гимн, который был неизвестен почти пять веков».

Одно время «Бревиарий» был личной книгой внебрачного сына высокопоставленного капеллана Абердинского кафедрального собора, а затем стал семейной реликвией шотландского католика, чьи путешествия привели его из пост-реформационной Шотландии в столицы Габсбургской и Османской империй.

Ведущий автор исследования, доктор Пол Ньютон-Джексон из Левенского католического университета, заявил: «Вполне возможно, что в пустых страницах и полях других печатных книг XVI века, хранящихся в шотландских библиотеках и архивах, еще скрываются новые открытия».

Доктор Джеймс Кук из Эдинбургского колледжа искусств отметил: «Долгое время считалось, что Шотландия до реформации была бесплодной пустыней в плане священной музыки. Наша работа демонстрирует, что, несмотря на потрясения Реформации, уничтожившие многие свидетельства, в соборах, церквях и часовнях Шотландии существовала сильная традиция высококачественного музыкального творчества, так же как и в любой другой части Европы».